С надеждами на свободу Дереку Шовину пришлось расстаться сразу после оглашения вердикта. Фото Reuters
Присяжные заседатели признали экс-полицейского Дерека Шовина виновным в непредумышленном убийстве Джорджа Флойда. С гибели этого афроамериканца в 2020 году в США начались серия протестов, массовых беспорядков и общественная кампания Black Lives Metter («Жизни черных имеют значение»). Cуд назначит наказание через восемь недель, но вряд ли оно будет меньше, чем 15 лет тюрьмы. Демократы, а также президент США Джозеф Байден поддержали решение присяжных.
Сторонники обвинения празднуют победу. Присяжные признали Шовина виновным в непредумышленном убийстве, а также убийствах третьей и второй степени. Последнее обвинение наиболее тяжелое и предполагает в соответствии с законодательством штата Миннесота наказание до 40 лет лишения свобод. Как разъясняет новостная сеть ABC News, ожидается, что Шовин может получить приблизительно 15 лет лишения свободы. Сторона защиты пока не комментирует решение суда. Более чем вероятно, она готовит апелляцию, исход которой, учитывая общественное давление на суд, едва ли будет в пользу Шовина.
Байден заявил, что осуждение бывшего полицейского может стать «гигантским шагом вперед на пути к справедливости в Америке». Он провел телефонный разговор с братом Флойда и дал брифинг прессе. «Мы не можем просто оставить этот момент или отвернуться, думая, что наша работа закончена. Мы должны смотреть на это так же, как мы смотрели на эти девять минут и 29 секунд», – сказал Байден. Более радикально высказалась вице-президент Камала Харрис. Она призвала Конгресс ввести изменения на законодательной основе. Так называемый закон Джорджа Флойда, как опасаются его критики, может значительно осложнить работу полицейских и ограничить пределы допустимого насилия во время ареста.
Напомним, что Шовин был арестован из-за действий во время задержания. Он давил на шею лежащему на асфальте Флойду несколько минут, после чего тот скончался. Афроамериканец был задержан по подозрению в сбыте фальшивых чеков. Процесс над Шовином стал одним из самых громких судебных разбирательств в США в этом веке не только потому, что многих потрясли сами кадры трагедии. Страж порядка чрезмерно применил силу в тот самый момент, когда в США нарастала волна недовольства в отношении полицейского насилия над афроамериканцами.
Шовину не помогли те обстоятельства дела, которые его защита пыталась представить как смягчающие. Убитый оказался не простым американским парнем, а рецидивистом, отсидевшим четыре года за решеткой. В момент смерти он находился под действием наркотиков. Это не помешало либеральной общественности, леворадикалам, демократам и зарубежной прессе полностью встать на сторону обвинения. Тревожит именно тот факт, насколько безапелляционно СМИ заранее вынесли свой приговор.
Шум вокруг «дела Шовина» уже принес немалые материальные выгоды для семьи Флойда. Родственники убитого получили в качестве компенсации 27 млн долл. от города Миннеаполиса. Это была плата за досудебное урегулирование их претензий по иску. Наверняка доход близких Флойда увеличится из-за участия в ток-шоу и публикации книги.
Обвинительный вердикт Шовину скорее всего станет прецедентным и значительно повлияет на судебную практику, полагает в беседе «НГ» профессор факультета права Высшей школы экономики Александр Домрин.
«Дела против полицейских, применивших чрезмерное насилие, в стране уже были не раз, и приговоры были мягкие. На это есть причина. В США многие годы исходили из того, что приоритет при задержании – это защита жизни самого полицейского. При первой угрозе жизни своей или товарища стражи порядка могли применять силу. Но сейчас общественная обстановка изменилась», – рассуждает директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
Эксперт считает, что под влиянием момента суды на время станут подходить к схожим делам более строго, хотя все будет по-разному в зависимости от штата. Он отмечает, что как судьи, так и присяжные не могут в данном случае быть свободны от общественного мнения.
«Присяжным не позавидуешь: сильное давление, ограниченное время на принятие решения, а профессионализма, конечно, нет. Назвать справедливым судом процесс по «делу Шовина» довольно сложно. Там все было на эмоциях. Апелляция же в этом конкретном деле вряд ли что-то даст в условиях, когда Белый дом хочет остаться белым, пушистым и угодить общественности. Но следует помнить и то, что полиция все же находится в подчинении местных властей, а не Вашингтона», – сказал Рогулев «НГ».
комментарии(0)