Смертник взорвал автомобиль на парковке в городе Кветта. Фото Reuters
В пакистанской провинции Белуджистан был взорван автомобиль у гостиницы, где остановился посол КНР. Дипломат не пострадал, но есть жертвы среди гостей и охраны. Западные СМИ связывают теракт с действиями местных сепаратистов, которые обвиняют Китай в том, что он эксплуатирует природные ресурсы провинции и превратил порт Гвадар на побережье Индийского океана в свой опорный пункт. По другой версии, подрыв осуществил смертник, принадлежащий к движению «Пакистанский Талибан» (запрещено в России).
Трагедия произошла в городе Кветта, столице провинции Белуджистан, неподалеку от границы с Афганистаном. Как передает Си-эн-эн, в этой провинции в течение десятилетий не стихает движение мятежников – сепаратистов, которые требуют независимости. Они утверждают, что Исламабад отбирает у местных жителей доходы от добычи минеральных ресурсов.
Отель «Серена» считается самым безопасным в городе, там останавливаются иностранные делегации и дипломаты. Взорванная машина была припаркована на стоянке у гостиницы. В сообщении электронной почты, адресованном Си-эн-эн, вооруженная группировка «Пакистанский Талибан» утверждает, что взрыв совершил самоубийца, принадлежавший к этой группировке. Как заявил министр внутренних дел Пакистана шейх Рашид Ахмад, посол Китая Нун Жун действительно остановился в этом отеле, но в момент теракта его в гостинице не было.
Не ясно, покушались ли террористы на жизнь посла или членов его делегации. Но боевики раньше нападали на граждан КНР и на объекты, с которыми связан Китай. В прошлом году атаке подверглась фондовая биржа в Карачи. Ответственность взяла на себя «Армия освобождения Белуджистана», которая заявила, что совершила акт возмездия за то, что Китай присваивает богатства провинции.
А в 2018 году та же организация попыталась взять штурмом китайское консульство в Карачи. Тогда было убито четыре человека. В октябре 2020 года другая группировка сепаратистов напала в Гвадаре на конвой Государственной корпорации по нефти и газу, погибло 14 человек. Годом ранее была предпринята атака на отель в Гвадаре, где жили китайские рабочие. Убито пять человек.
В 2015 году Китай в соответствии с планом «Пояс и путь» усовершенствовал порт Гвадар, превратив его в самую глубоководную гавань в мире. В соответствии с планом строительства экономического коридора, соединяющего Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая с Индийским океаном, в этот проект предполагается вложить 65 млрд долл. Как передает агентство Reuters, представитель МИД Китая Ван Вэньбинь резко осудил на брифинге нападение на гостиницу.
В беседе с «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Наталья Замараева отметила: «Китай ведет себя достаточно осторожно в афганском вопросе и не включается в разборки с «Пакистанским Талибаном». К тому же с 2014 года боевики этой организации были выдворены из Пакистана в Афганистан. У этих боевиков есть контакты с ячейками «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России. – «НГ»). Думаю, им непросто вернуться в Пакистан. И китайцы должны были сделать что-то чрезвычайно необычное, чтобы талибы вдруг нанесли им удар».
Эксперт сама останавливалась в гостинице «Серена» во время командировки. Бывало, когда обстановка в городе осложнялась, то иностранцу выехать из отеля можно было только под охраной. «Скорее всего теракт преследовал цель дестабилизировать обстановку в регионе накануне вывода американских войск из Афганистана. И к нему, возможно, причастны именно сепаратистские группировки Белуджистана, заключила Замараева.
Пусть и с опозданием, но пакистанские военные усилили меры безопасности в Кветте. В то же время первые итоги расследования подтверждают, что мину взорвал смертник. Он сначала попытался войти в гостиницу. Когда это не удалось, привел в действие адское устройство в автомобиле.
Между тем китайская газета Global Times дает свою трактовку события. В Пакистане, пишет она, нет политических сил, выступающих против Китая. Террористические нападения – это следствие внутренних противоречий в стране. В любом случае инцидент в Кветте не остановит строительство экономического коридора от Китая до океана.
комментарии(0)