Журналисты были бы не против выпить чаю и узнать спонсоров ремонта резиденции премьер-министра. Фото Reuters
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон стал фигурантом неприятной истории, непосредственно связанной с его местом жительства, а также с тем, что он привлекал своих знакомых из сферы бизнеса для борьбы с COVID-19. В субботу экс-советник Джонсона Доминик Каммингс, ушедший в отставку в ноябре 2020 года, разразился тирадой в адрес бывшего босса, обвинив его в некомпетентности в борьбе с пандемией и, хуже того, – в нечестности.
Для общественности ключевым стало заявление Каммингса о том, что у Джонсона была «неэтичная и даже незаконная» схема финансирования ремонта в резиденции на Даунинг-стрит, 10. Каммингс призвал провести парламентское расследование, а оппозиция, в том числе лейбористы, не против претворить данную инициативу в жизнь.
Напомним, в минувшую среду стали известны детали переписки Джонсона с бизнесменом и изобретателем в сфере вентиляции сэром Джеймсом Дайсоном, одним из убежденных сторонников брекзита. Компания Дайсона, которая, кстати, базируется не в Британии, а в Сингапуре, была готова поставить в Соединенное Королевство оборудование для борьбы с COVID-19 в марте 2020 года, однако бизнесмен просил об устранении необходимости платить налоги различных типов. Джонсон ответил Дайсону, что министр финансов Риши Сунак устранит все препятствия, а на более детальные просьбы бизнесмена также ответил утвердительно. Кстати, резиденция Сунака находится на Даунинг-стрит, 11 – по соседству с Джонсоном.
Как поясняет Би-би-си, переписка попала в поле зрения в рамках расследования дела о лоббировании интересов обанкротившейся компании Greensill Capital, в которой работал бывший премьер Британии Дэвид Кэмерон. Впрочем, кабинет министров все равно намерен выяснить, кто же дал наводку на переписку Джонсона и Дайсона. Предполагается, что это мог сделать как раз Каммингс.
Надо отметить, что последний сам отнюдь не был образцово честным политиком. Меньше года назад на всю страну прогремел скандал, когда во время жесткого карантина Каммингс поехал в графство Дарем с женой и ребенком. Семейные обстоятельства и тогдашние заверения Джонсона о том, что его советник действовал в рамках закона, общественность не сильно утешили. Впрочем, премьер тогда увольнять главного архитектора брекзита не собирался. Однако в ноябре Каммингс все-таки подал в отставку, возможно, из-за ухода давнего знакомого – главы отдела коммуникаций правительства Ли Кейна. Теперь же становится очевидным, что пути Джонсона и Каммингса разошлись окончательно.
Параллельно с этим британские следователи ищут, за счет каких средств ремонтировал свою резиденцию Джонсон. Есть информация, что ремонт оплачивали спонсоры партии тори. За Джонсона даже вступилась министр внешней торговли Элизабет Трасс, заявившая, что премьер заплатил за обновление жилья сам. Впрочем, кто ему дал деньги на ремонт, она говорить отказалась.
«В среде тори довольно часто наблюдаются подковерные игры между политиками, даже если они являются членами кабинета министров и вроде бы должны работать слаженно. Это выливается в скандалы, которые подхватывает пресса. В данном случае, я думаю, речь идет о том, что Каммингс решил привлечь внимание к собственной персоне. А лейбористы как главная оппозиция, разумеется, готовы использовать методы черного пиара против партии власти»,– говорит старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
В разговоре с «НГ» эксперт отметил, что парламентское расследование против Джонсона может быть организовано, но, как и в предыдущих случаях, премьеру скорее всего удастся оправдаться.
«История с резиденцией и борьба с COVID-19 схожи в том, что в обоих случаях могли быть использованы серые схемы привлечения капиталов. Но результаты расследования вряд ли зайдут далеко, даже учитывая тот факт, что британские налогоплательщики внимательно следят за каналами расходов своих денег»,– считает Охошин.
комментарии(0)