Министр обороны Франции Ф. Парли (справа) беседует с верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам Ж. Борреллем (слева) во время встречи министров обороны в штаб-квартире ЕС в Брюсселе .Фото Reuters
Недавняя передислокация российских войск к украинским границам побудила Запад по-новому отнестись к давнему проекту создания единой европейской армии. Министры обороны Евросоюза на встрече в Брюсселе собираются обсудить создание бригады быстрого реагирования для экстренной помощи иностранным государствам, в том числе, не входящим в ЕС. Продумать, по существу, такой же механизм, но по линии НАТО призывают власти Украины и госсекретаря США Энтони Блинкена, который совершает визит в Киев.
Еще до встречи в Бельгии создание сил быстрого реагирования поддержали 14 из 27 стран ЕС: Германия, Франция, Испания, Италия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Греция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Словения. Это означает, что данная инициатива, скорее всего, будет одобрена. За создание сил быстрого реагирования высказался и верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель.
Идея создания европейских сил быстрого реагирования не нова. Она обсуждалась еще в девяностых. Самым убежденным лоббистом создания своей, а не в рамках НАТО, армейской структуры, традиционно считается Франция. Тем не менее, на сегодняшний день единственное, чем располагает ЕС – это существующая с 2007 года система так называемых «боевых групп», которые должны перебрасываться в район того, или иного конфликта. Всего их 18. Ядро каждой боевой группы составляет батальон, к которому присоединяется в среднем полторы тысячи военнослужащих. Предполагается, что этих сил хватит для организации первичного взаимодействия с НАТО или местной армией для отражения первого удара противника или нанесения собственного удара.
Так это или нет на практике проверить не доводилось. Боевые группы еще ни разу не применялись ни в бою, ни в миротворческих операциях, части для которых по-прежнему формируются на основе национальных армий стран ЕС.
Новая инициатива, которую должны одобрить министры, предусматривает создание полноценной бригады быстрого реагирования. Ее численность – порядка 5000 солдат, к ней могут быть присоединены авиаподразделения и флот. Самое же главное, бригада должна, наконец, применяться по своему назначению. Так, Боррель говорит о силах быстрого реагирования ЕС в контексте ситуации в Ливии. В Восточной Европе, в свою очередь, связывают с бригадой надежду на помощь против России.
О том, как Запад может помочь Украине в случае, если российские войска начнут наступление собираются говорить местные чиновники в ходе визита в Киев госсекретаря Энтони Блинкена и его заместителя Виктории Нуланд. Советник офиса украинского президента Михаил Подоляк даже предположил, что эти переговоры ускорят вступление страны в НАТО. А замминистра иностранных дел Украины Евгений Енин расценил сам факт того, что Блинкен для первого своего межгосударственного визита в Европу выбрал именно Киев как «сигнал чрезвычайно мощной поддержки со стороны Соединенных Штатов в противодействии российской гибридной агрессии». Украинцы собираются говорить о закупке американского оружия – тема, к которой администрация Дональда Трампа подходила очень осторожно и без особого энтузиазма.
Правда, в том, что Блинкен и Нуланд будут обсуждать в первую очередь военный аспект взаимодействия двух стран есть большие сомнения. В делегации США нет военных, что было бы обязательно, если бы главная цель визита была именно такой. Зато имеется заявление официального представителя госдепа Неда Прайса от 29 апреля. В нем он публично раскритиковал украинский кабинет министров за смену руководства «лидирующей энергетической компании» страны. Имеется в вину увольнение с поста главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева. На его место был назначен Юрий Витренко, исполнявший обязанности министра энергетики. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба подтвердил, что на его встрече с Блинкеным предстоит, в том числе, обсуждение помощи США в деле реформирования украинской экономики. По его словам, помимо всего прочего, главами внешнеполитических ведомств будут затронуты вопросы, касающиеся энергетической сферы.
комментарии(0)