Фото pixabay.com
Правительство Новой Зеландии заблокировало в парламенте резолюцию, которая характеризуют действия Пекина в Синьцзян-Уйгурском автономном районе как геноцид. Чиновники в Австралии тоже не решаются применить этот термин, касаясь событий в северо-западном регионе КНР. Эти колебания, подрывающие курс США на создание «единого фронта демократий» против Китая, объясняются тем, что обе тихоокеанские страны сильно зависят от торговли с КНР.
Как отмечает Wall Street Journal, Веллингтон вынужден рискованно балансировать на канате, пытаясь найти точку равновесия между давними связями с США в области обороны и интересами своего экспорта в Китай. Канберра также не проявляет желания определять репрессии против уйгуров как геноцид. В результате политика Вашингтона, направленная на то, чтобы возглавить общий поход против Китая партнеров и государств, разделяющих демократические ценности, не достигает ожидаемого результата.
Сообщения о том, что в Синьцзяне существует система перевоспитания и трудовых лагерей, стали публиковаться в западной прессе в 2018 году. После этого парламент Британии проголосовал за то, чтобы преследования уйгуров были объявлены геноцидом. Китай отрицает, что в Синьцзяне нарушаются права человека. Вся информация, касающаяся массового содержания уйгур в лагерях, - это ложь, говорят в Пекине.
Проблема в том, что Новая Зеландия и Австралия гораздо более уязвимы для возмездия со стороны Китая, чем США и Соединенное Королевство. Ведь Китай – самый большой покупатель товаров Австралии и Новой Зеландии. Не удивительно, что Австралия сильно пострадала от того, что ее премьер-министр Скотт Моррисон призвал провести международное расследование истории возникновения коронавируса в Китае. В течение прошлого года Китай установил целый ряд импортных ограничений и тарифов на австралийские продукты, включая ячмень и говядину. Рестрикциям были подвергнуты и поставки австралийского угля в Китай. Но наказания избежали компании, добывающие железную руду. Она нужна Китаю для выплавки стали.
Тим Грозер, бывший новозеландский посол в США, утверждает, что нарушения прав человека в Синьцзяне совершаются серьезные, но они не носят такого размаха, чтобы именоваться геноцидом. И внешняя политика страны не должна основываться на одной спорной проблеме. Очевидно, этот взгляд отражает политику Веллингтона. Во всяком случае, Новая Зеландия воспротивилась расширению группировки «пять глаз», которая предусматривает координацию действий разведок против Китая пяти англоязычных стран – США, Британии, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Разногласия между США и двумя ее союзниками по китайскому вопросу не распространяются на тему Афганистана. Все страны, которые участвовали в интервенции в Афганистане, намерены, подобно старшему партнеру, вывести оттуда свои подразделения. Американские эксперты обсуждают, как это отразится на безопасности Китая, и прежде всего, его самого неспокойного региона – Синьцзяна. По их мнению, уход американцев не означает, что Китай сможет установить свое влияние в Центральной Азии и заполнить вакуум, оставленный Вашингтоном. Напротив, возможно, в Афганистане возобновится гражданская война. А это может стать прямой угрозой Синьцзяну, где Пекин пытается сдерживать приверженцев терроризма и исламского экстремизма.
Марк Кац, профессор университета Джорджа Мейсона в США, говорит: «Присутствие США в Афганистане помогало противодействию угрозы исламизма в Китае. С уходом США Китай и его соседи должны будут сами решать эту проблему». Аналогичной точки зрения придерживается Элизабет Уишник, профессор политических наук в университете Монтклэр, США. «Хотя Китай всегда критиковал присутствие сил НАТО у его западных границ, - утверждает она, - фактически это полностью устраивало Пекин и позволяло ему пытаться усадить воюющие стороны за стол переговоров».
Нишанк Мотвани, независимый аналитик в Кабуле, которого цитирует South China Morning Post, говорит, что к концу 2017 года инвестиции Китая в Афганистане составили всего 400 млн долл. А в Пакистане в том же году китайские капиталовложения равнялись 5,7 млрд долл. В то же время Китай – это страна с самыми глубокими карманами во всей Азии. Это дает возможность Китаю тратить больше, чем конкуренты, и покупать лояльность афганских политиков.
комментарии(0)