Президент Тайваня Цай Инвэнь выступила по видеосвязи на форуме в Копенгагене. Фото с сайта www.president.gov.tw
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вновь оказалась втянутой в противоборство между США и Китаем. На сей раз спор идет не о возникновении коронавируса, а о том, допускать Тайвань на ассамблею этой важной структуры или нет. Вашингтон при поддержке союзников из стран G7 доказывает, что в разгар пандемии остров с населением 23 млн человек нельзя лишать возможности общаться со светилами медицинского сообщества. Тем более что он может поделиться опытом борьбы с заразой. Но Пекин утверждает, что Тайвань – не страна, а отколовшаяся от Китая провинция.
Тайвань заявил, что будет биться до конца за приглашение на встречу ВОЗ, которая должна начаться 24 мая. По уставу именно ассамблея является органом, обладающим полномочиями принимать решения. Но приглашения все нет и нет. И, очевидно, не будет, поскольку Пекин заявляет, что компромисс по этому вопросу невозможен.
Тайвань исключен из большинства глобальных организаций, подобных ВОЗ, из-за противодействия Китая. Это не значит, что остров не может сотрудничать с техническими экспертами ВОЗ по коронавирусу. Но, как сказал Стив Соломон, главный специалист организации по юридическим вопросам, полномочиями пригласить Тайвань стать наблюдателем на встрече ВОЗ обладают только ее члены. Как передал Reuters, чтобы направить приглашение, нужно провести голосование. И Пекин может мобилизовать достаточное число дружественных стран, чтобы заблокировать процесс голосования.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Тайбэй последовательно проводит курс на то, чтобы обрести больший вес на мировой арене за счет вступления в международные организации. Не имея дипотношений с ведущими державами, Тайвань пытается путем вхождения в такие организации заявить о себе как о стране. Сейчас настал благоприятный для Тайваня момент. Во-первых, это кризис мирового здравоохранения, когда можно заявить, что без Тайваня с ним международное сообщество не справится. Во-вторых, серьезно ухудшились американо-китайские отношения. Если в прошлом на словах американцы устремления Тайваня поддерживали, но не предпринимали больших усилий, чтобы протащить его в международные организации, то теперь шансы обрести поддержку западного, «демократического альянса» повышаются. Но вряд ли ему удастся набрать больше голосов, чем есть у развивающихся стран, которые выступят на стороне Китая».
Ирония состоит в том, что год назад Дональд Трамп говорил, что ВОЗ стала почти китайской марионеткой, и прекратил с ней сотрудничество. А теперь США вернулись в ВОЗ и пытаются использовать Тайвань как инструмент противодействия Китаю, считает Ломанов.
Парадокс также в том, что к тяжбе между Западом и Китаем из-за статуса Тайваня подключилась такая небольшая европейская страна, как Дания. Став организатором виртуального «Саммита Копенгагена за демократию», Дания пригласила участвовать в нем президента Тайваня Цай Инвэнь. Цай во время своего выступления, транслировавшегося по видеосвязи, заявила: «Мы прошли длинную дорогу, чтобы воплотить в жизнь свободы, которыми пользуемся сегодня. Мы полны решимости никогда не поступаться этими свободами».
Публичное обещание лидера Тайваня полностью соответствовало духу саммита. Ведь министр иностранных дел Дании Йеппе Кофод провозгласил на нем: «Нам нужно стоять тверже, отвечать быстрее и сильнее, когда универсальные ценности, подобные правам человека и свободе слова, подвергаются давлению». Кофод пояснил, что разрабатывает новую внешнюю политику и стратегию в области безопасности страны, основанную на демократических ценностях.
Приглашение Цай на саммит навлекло на Данию критику со стороны Китая. Посольство КНР в стране предупредило: «Антикитайские происки иностранных сил и сепаратистов, которые продвигают идею независимости Тайваня и Гонконга, неизбежно потерпят провал».
Информационные агентства сообщают, что на форуме произнесла речь и лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская.
комментарии(0)