Тим Линдеркинг докладывает по видеосвязи о результатах своего общения со сторонами йеменского конфликта. Фото со страницы Государственного департамента США в Flickr
Президент США Джозеф Байден подписал указ о продлении на год режима чрезвычайной ситуации по Йемену, где не прекращается вооруженное противостояние между правительственными силами на стороне президента Абд Раббу Мансура Хади и формированиями хуситов. Вернувшийся из рабочей поездки по Ближнему Востоку спецпредставитель США по Йемену Тим Линдеркинг заявил о неготовности сторон конфликта к переговорам о перемирии.
Ситуация в Йемене продолжает нести «беспрецедентную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США». В связи с этим объявленный 16 мая 2012 года режим чрезвычайной ситуации в арабской стране должен продлиться после 16 мая 2021 года, отмечается в указе Байдена.
Наряду с Линдеркингом на Ближнем Востоке побывал спецпредставитель генерального секретаря ООН по Йемену Мартин Гриффитс. После отказа хуситов встречаться и с ним в Вашингтоне решили оказать давление на Оман, чтобы заставить султанат ужесточить свою внешнеполитическую линию по отношению к йеменским повстанцам и таким образом убедить тех согласиться с предложенными Саудовской Аравией условиями прекращения многолетней войны. Об этом заявил накануне глава сенатского подкомитета по Ближнему Востоку Конгресса США Крис Мэрфи.
По мнению обозревателя агентства Bloomberg Бобби Гоша, слова американского сенатора свидетельствуют о том, что администрация Байдена фактически исчерпала дипломатические возможности убедить организацию «Ансар Аллах» и ее иранских спонсоров в необходимости принять предложение Эр-Рияда остановить наступление повстанцев на Мариб и согласиться на перемирие. Теперь Вашингтон призывает все региональные силы, к которым могут прислушаться повстанцы-хуситы, приложить больше усилий для установления мира в Йемене. Как выяснилось, таких сил в регионе совсем немного.
Кроме Ирана определенным авторитетом у хуситов пользовался правивший Оманом в течение полувека султан Кабус. Он проводил гибкую политику, которая позволяла поддерживать добрососедские отношения с другими арабскими монархиями Персидского залива и в то же время избегать вражды с Ираном и хуситами. Но умершего Кабуса сменил новый монарх – султан Хейсам, пока еще не набравший нужного политического веса и влияния в арабском мире. Так что адресованные арабам призывы американцев активнее включаться в региональный миротворческий процесс со стороны выглядит как соломинка, за которую хватается утопающий.
По сути, Вашингтон после прихода к власти Байдена сам себя загнал в дипломатический тупик в результате непродуманной ревизии ближневосточного наследия Дональда Трампа. Первым делом Байден приостановил поставки оружия в Саудовскую Аравию и вычеркнул «Ансар Аллах» из списков террористических организаций, куда ее внес Трамп за несколько дней до своего ухода из Белого дома. По-видимому, Байден рассчитывал, что такие шаги облегчат переговоры с хуситами и иранцами, особенно в области, касающейся возвращения к «ядерной сделке» с Тегераном. Все вышло с точностью до наоборот. Политическое маневрирование новой администрации было воспринято скорее как признак слабости США, как шанс добиться дополнительных преимуществ в будущем торге как по вопросам йеменского замирения, так и при возвращении к «ядерной сделке».
Очевидно, не оправдались и надежды Вашингтона, связанные как с секретными ирано-саудовскими, так и, возможно, американо-иранскими переговорами, проходившими в Ираке. Впрочем, рассчитывать на какой-либо прорыв в нормализации отношений между Тегераном и Эр-Риядом или на достижение даже скромного прогресса по йеменскому вопросу не приходилось. При любом раскладе переговоры в Ираке могли носить не более чем зондажный характер. Что касается контактов между американскими и иранскими спецслужбами, якобы состоявшимися тоже в Ираке, то представитель ЦРУ заявил, что их не было вовсе.
Хуситы по-прежнему говорят о том, что они могут пойти на переговоры о перемирии лишь при условии прекращения саудовских авиаударов по позициям «Ансар Аллах», снятия любых ограничений для доступа к морским портам и аэропортам страны, а также организации неподконтрольных саудовской коалиции нерегулярных авиарейсов в Сану и из нее.
На фоне дипломатического тупика не прекращаются серьезные инциденты вблизи иранских берегов. По сообщению информагентства AP, на минувшей неделе американский крейсер Monterey в северной части Аравийского моря остановил для проверки грузовое судно без опознавательных знаков. На борту корабля, следовавшего из Ирана в Йемен, был обнаружен крупный груз оружия якобы российского и китайского производства. По результатам проведенного американскими военными моряками предварительного расследования выяснилось, что оружие предназначалось для боевиков «Ансар Аллах». Среди груза – десятки противотанковых управляемых ракет, около 3 тыс. китайских штурмовых винтовок Type-56, сотни крупнокалиберных пулеметов, противотанковые гранатометы, снайперские винтовки и прицелы к ним.
В понедельник в районе Ормузского пролива американские сторожевики открыли предупредительный огонь в сторону группы скоростных иранских катеров, принадлежащих Корпусу стражей исламской революции (КСИР). Катера пытались приблизиться к эскорту военных кораблей, сопровождавших атомную подводную лодку Georgia с крылатыми ракетами Tomahawk на борту. По словам официального представителя Пентагона Джона Кирби, «действия иранских катеров носили опасный и непрофессиональный характер», создавая угрозу безопасности американским военным кораблям. О том, что их присутствие создавало угрозу безопасности для Ирана, Кирби говорить не стал.
комментарии(0)