Себастьян Курц заявил, что не собирается уходить в отставку. Фото Reuters
Самой острой фазой нынешнего канцлерства Себастьяна Курца называют австрийские СМИ скандал, разгоревшийся на берегах Дуная. «Майской бомбой», по образному выражению еженедельника Profil, стало официальное признание Курца перед журналистами, что против него и руководителя его кабинета Бернарда Бонелли ведется расследование. Дело против двух видных деятелей правящей Австрийской народной партии (АНП) начато центральной прокуратурой по экономическим преступлениям и коррупции (WKStA).
WKStA была создана в сентябре 2011 года специально для расследования особо крупных экономических и коррупционных преступлений. В случае Курца речь идет об обстоятельствах назначения Томаса Шмида главой государственного инвестиционного концерна OBAG и степени влияния самого канцлера на данное назначение. Этот концерн управляет государственными долями в таких важнейших австрийских структурах, как нефтегазовый концерн OMV, Telekom Austria, почта и ведущий энергетический концерн Verbund. Под его контролем находится 26 млрд евро государственных средств. До этого назначения Шмид, тесно связанный с АНП и причисляющийся к узкому кругу друзей канцлера, работал в Министерстве финансов. Председателем правления OBAG он стал в 2019 году и должен был оставаться на этом посту до 2022 года, но неожиданно, как пишет Standard, в апреле подал в отставку. Газета утверждает, что такой шаг связан с делом австрийского казино (оно также находится в руках государства) и назначением на должность его руководителя малоизвестного менеджера по протекции Шмида. Менеджер оказался тесно связанным с рядом деятелей правопопулистской Австрийской партии свободы (АПС), тогда находившейся у власти вместе с АНП. И якобы он обещал своим «благодетелям» определенные бонусы.
Этой аферой занимался парламентский «Комитет по Ибице», специально созданный в январе 2020 года для расследования коррупционных скандалов, связанных с деятельностью предыдущей правительственной коалиции в составе АПС и АНП. Речь идет прежде всего о пожертвованиях этим партиям, их влиянии на принятие политических решений и проталкивании «на влиятельные посты в государствленном бизнесе нужных отдельным представителям власти людей». Название комитет получил из-за того, что его первым делом стало расследование коррупционного дела бывшего вице-канцлера Хайнца-Кристиана Штрахе (АПС), связанного с испанским островом Ибица (см. «НГ» от 1.10.19).
Курца обвиняют в том, что Шмид получил свою должность в концерне только благодаря его содействию. Однако сам канцлер это оспаривает. Все обстоятельства дела всплыли при допросе Курца как раз в «Комитете по Ибице», где он под присягой заявил, что якобы случайно узнал о назначении Шмида главой государственного концерна. Однако документы, представленные лидерами либеральной партии NEOS («Новая Австрия и Либеральный форум»), говорят об обратном. В числе доказательств лжи канцлера – его переписка в чате с министрами, которая оказалась в руках депутатов Национального совета (парламента). По австрийскому законодательству (параграф 288 Уголовного кодекса), дача намеренно искаженных показаний под присягой в парламентских комитетах по расследованию наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Скандал с привлечением Курца к ответственности за обман комитета начался в конце марта после обращения депутатов от NEOS непосредственно в органы прокуратуры. Первоначальной целью депутатов был руководитель кабинета Курца Бонелли и министр финансов Гернот Блюмель. Но в ходе расследования под подозрение попал и канцлер.
Судя по всему, в Австрии может разразиться правительственный кризис. Но пока Курц исключает свою отставку. Зато пресса не исключает роспуска парламента и проведения досрочных выборов.
комментарии(0)