Доминик Каммингс нашел виновных в разгуле пандемии в Великобритании. Фото Reuters
Бывший советник Бориса Джонсона Доминик Каммингс выступил с разгромной критикой ответа правительства на коронакризис в 2020 году. Главным объектом его возмущения стал министр здравоохранения Мэттью Хэнкок, который, по словам Каммингса, постоянно врал и просил задержать использование тестов на коронавирус. За счет этого он впоследствии заявил о достижении амбициозной цели – предоставлении британцам 100 тыс. тестов в день. Обвинения Каммингса активно освещаются прессой и уже стали поводом для призывов лейбористов снять с должности Хэнкока.
Кабинет министров Бориса Джонсона к моменту активного распространения коронавируса в марте 2020 года находился в состоянии паники и не располагал компетентными кадрами для борьбы с пандемией, что стоило жизней десяткам тысяч граждан. С таким заявлением выступил Каммингс на совместном заседании комитетов по здравоохранению и по науке и технологиям Нижней палаты парламента, где он выступал без малого семь часов.
«Правда состоит в том, что старшие министры, старшие должностные лица, старшие советники, такие как я, катастрофически не соответствовали стандартам, которые общественность вправе ожидать от своего правительства в условиях подобного кризиса. Общество нуждалось в нас, но правительство не справилось. Я хотел бы сказать всем семьям тех, кто умер, что я сожалею о допущенных ошибках в целом и о моих собственных», – извинился он.
Каммингс подтвердил, что в начале пандемии Джонсон отнесся к вирусу скептически и воспринимал его как не более чем грипп, равно как и то, что премьер в разгар пандемии произнес циничную фразу: «Груда тел лучше локдауна», – и вообще заботился о реакции прессы больше, чем о борьбе с COVID-19. Джонсон не впервые порицаем своим бывшим другом. Буквально месяц назад Каммингс обвинил его в нечестной схеме финансирования ремонта резиденции на Даунинг-стрит, 10, что активно подхватили СМИ и по поводу чего начались расследования.
Каммингс, которому терять теперь особо нечего, продолжает публично критиковать Джонсона и его подчиненных. На сей раз больше всего досталось министру здравоохранения Мэттью Хэнкоку. Каммингс уверяет, что Хэнкок постоянно врал на встречах министров и на публике и «дал 15–20 поводов к своему увольнению». Единственной причиной, по которой Джонсон все-таки оставил его в должности, была необходимость иметь в запасе козла отпущения, которого можно было бы отдать на растерзание прессе. Сам же Хэнкок избегал возможной критики в свой адрес и на неудобные вопросы поручал отвечать помощникам. Но главным обвинением Каммингса стало утверждение о том, что Хэнкок не просто поставил неуместную в разгар пандемии цель во что бы то ни стало предоставлять 100 тыс. тестов на коронавирус в день, а специально задерживал реализацию тестов, чтобы этой цели достичь и заявить 1 мая об успехе. То есть ряд британцев лишились доступа к тестам ради рейтингов и самолюбия министра.
В парламенте при выступлении Хэнкока в четверг тема обвинений Каммингса поднималась, однако конкретики министр здравоохранения избегал. В целом Даунинг-стрит старается просто не обсуждать слов Каммингса и обрисовывает в двух словах, что они «лживы». Хэнкок уверяет, что он был «честен» с людьми.
«Обвинения Каммингса против своих бывших коллег выглядят как попытка отыграться и выставить себя в лучшем свете. Он имеет отличные навыки политтехнолога, но при этом так и не стал своим в Консервативной партии из-за резкого стиля общения и слишком авторитарного поведения», – поясняет старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
Вместе с тем эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что критика Каммингса выглядит небезосновательной, учитывая то, что в марте прошлого года Британия оказалась на третьем месте в Европе по масштабу заражения COVID-19 с показателем 349 заболевших на 100 тыс. человек. У Каммингса и Хэнкока были разные взгляды на борьбу с пандемией. Каммингс планировал внедрить схему отслеживания социальных контактов носителей вируса, в то время как Хэнкок сделал упор на выпуск большего количества тестов на COVID-19, разъяснил Охошин.
комментарии(0)