В ситуации правительственного кризиса за министром обороны Бени Ганцем осталось последнее слово в военном сотрудничестве с американцами. Фото со страницы Бени Ганца в Twitter
Министр обороны Израиля Бени Ганц 3 июня проведет переговоры с администрацией президента США Джозефа Байдена в Вашингтоне. В фокусе внимания, как ожидается, будет вопрос о предоставлении еврейскому государству экстренной помощи для восстановления потенциала его системы противоракетной обороны после конфликта с сектором Газа. В США глава оборонного ведомства отправился на фоне насыщенных внутриполитических событий в Израиле – исторического рывка оппонентов премьер-министра Биньямина Нетаньяху по созданию оппозиционного правительства и смены президента страны.
Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби уточнил, что Ганц прибывает на переговоры с американским коллегой Ллойдом Остином по приглашению Вашингтона. По его словам, шеф оборонного ведомства США предложил Ганцу посетить страну еще в ходе первых переговоров, однако из-за пандемии коронавируса организация встреча на американской площадке была заморожена. В пресс-службе таким образом прокомментировали циркулировавшие домыслы, что визит израильского министра носит экстренный характер и может быть частично связан с недавними резкими высказываниями Нетаньяху в адрес Ирана и США, которые тот сделал на церемонии вступления в должность нового главы МОССАД Давида Барнеа.
В день присяги директора разведки премьер поручил ему сделать все возможное, чтобы Иран не получил ядерное оружие. «Если нам придется выбирать – надеюсь, этого не произойдет – между трениями с нашим большим другом США и устранением экзистенциальной угрозы, устранение экзистенциальной угрозы будет важнее, – отметил Нетаньяху. – Вы должны сделать все, то есть вообще все, чтобы Иран ни при каких обстоятельствах не получил ядерное оружие». Глава правительства добавил, что Исламская Республика «отличается от других стран с ядерной программой» и что делать ей послабления – «это не вариант», вероятно, имея в виду переговоры о возвращении американской стороны в ядерную сделку 2015 года.
Однако, как ожидается, в центре внимания Ганца и Ллойда будет не только Иран. Накануне сенатор-республиканец Линдси Грэм сообщил в эфире телеканала Fox News, что израильская сторона намерена запросить у США экстренную поддержку. «Как я понимаю, в Пентагон последует запрос от израильтян на 1 млрд долл. в качестве помощи для восполнения потенциала батарей «Железный купол», которые применялись для защиты Израиля», – пояснил законодатель, имея в виду недавние обстрелы между палестинскими формированиями и Армией обороны (ЦАХАЛ). По словам Грэма, правительство в Израиле может постоянно меняться, однако та вещь, которая не изменится никогда, – это качество отношений между еврейским государством и США.
Впрочем, трудно не заметить, как последние события вокруг Палестины усилили критику Израиля на Капитолийском холме. Левая фракция Демократической партии США уже призывает ограничить еврейскому государству военную помощь, увязав ее условия с рядом обязательств в отношении сектора Газа и Восточного Иерусалима. Накануне 17 сенаторов-демократов направили госсекретарю США Энтони Блинкену послание с требованием оказать давление на израильтян. Законодатели ждут, что еврейское государство даст разрешение на ввоз в сектор Газа материалов, необходимых для восстановления инфраструктуры. Авторы послания также требуют, чтобы Израиль снял запреты на передвижение нуждающихся в лечении и встречи с семьями палестинцев.
В 2016 году власти США и Израиля подписали меморандум о взаимопонимании, который касался сотрудничества в сфере безопасности. Соглашение предполагает, что в период с 2018 по 2028 год общий объем американской помощи еврейскому государству будет составлять 38 млрд долл. Ежегодно израильская сторона получает по 3,3 млрд долл. Впервые было оговорено, что дополнительная линия в 500 млн долл. идет на нужды противоракетной обороны. При этом союзник США получил официальное право просить экстренную помощь. Договоренности также обязывают еврейское государство постепенно отказаться от закупок оружия неамериканского производства и не использовать американские средства с целью приобретения топлива для военной техники.
По версии главы регионального совета Гуш-Эцион Шломо Неэмана, с американцами у Ганца могут быть и свои, теневые договоренности. В частности, он обвинил главу оборонного ведомства, который возглавляет в Израиле оппозиционный блок «Кахоль-Лаван», в негласной сделке с Джозефом Байденом по заморозке поселенческого строительства в Иудее и Самарии – того вопроса, который волновал американских дипломатов. «Бени Ганц уже за спиной премьер-министра договорился с вашингтонской администрацией и устроил замораживание строительства в масштабе, соответствующем временам Обамы», – посетовал Неэман.
День накануне визита Ганца оказался решающим с точки зрения конфигурации сил в высшем израильском руководстве. 2 июня в Кнессете (парламенте) состоялось тайное голосование, по итогам которого был выбран новый президент страны. Им стал глава Еврейского агентства для Израиля Ицхак Герцог. Отец избранного президента, Хаим Герцог, в 1983–1993 годах возглавлял государство, а дед был первым главным раввином Израиля.
2 июня у основного оппонента Нетаньяху на последних парламентских выборах Яира Лапида, главы партии «Еш Атид», истек специальный мандат на создание коалиции. Несмотря на то что решающее слово в создании оппозиционного правительства еще несколько дней назад сказал глава партии «Ямина» Нафтали Беннет, который выразил готовность к сделке с Лапидом, торг до последнего момента вела его соратница Айелет Шакед, которая в обмен на свою готовность к формированию коалиции требовала кресло в комиссии по избранию судей.
На протяжении последних нескольких дней израильские СМИ говорили об историческом решении Беннета вытеснить «бессменного» премьер-министра из правительственного уравнения. Вне зависимости от реализуемости идеи по «свержению» политического тяжеловеса пресса теперь убеждена, что прежним Израиль уже не будет.
комментарии(0)