На фото танкер «Suiso Frontier». Фото Reuters
Сжиженный водород планируется производить в Австралии. Технологии производства водорода требуют энергии и пресной воды. Электроэнергию планируется получать на тепловых электростанциях (ТЭС), работающих на месторождениях дешевого угля в Австралии. В Японии KHI в Кобэ уже завершено строительство причала оборудованного для приема танкеров с водородом, смонтированы его береговые хранилищах. Создаётся хаб для снабжения водородом потребителей в регионе Кобэ. Он рассчитывается на обслуживание потребителей 30 тысяч транспортных средств на водородных топливных элементах (ВТЭ). Примерно такой же хаб формируется и в Токио.
Сам танкер «Suiso Frontier» имеет двигатель, работающий на мазуте. Но компания KHI разрабатывает судовую двигательную установку, для малых и средних судов работающую на водороде и планирует начать их испытания в 2025 году. С 2026 году компания намерена строить такие суда большего тоннажа.
В ходе испытаний «Suiso Frontier» будет проверена безопасность транспортировки и хранения сжиженного водорода с целью создания цепочки его поставок в Японию в рамках мер по декарбонизации промышленности страны. В тестах по транспортировке водорода из Австралии примут участие семь компаний. Кроме KHI и крупнейшая промышленная газовая компания Iwatani Corp. Последняя будут участвовать в разработке заправочных водородных станций для транспортных средств на топливных элементах. Исполнительный директор KHI Мотохико Нисимура сказал, что на данном этапе «целью ставится оформить Кобэ одним их центров внедрения водородной энергии». Испытания обойдутся примерно в 40 миллиардов иен (368 миллионов долларов США), включая взносы правительств Японии и Австралии.
По оценке японских средств массовой информации (СМИ) технико-экономическое обоснование транспортировки водорода из Австралии с использованием первого в мире танкера для перевозки сжиженного водорода станет важным шагом внедрения водорода в энергетический баланс страны. Это направление развития энергетики поддерживает Организация по развитию новых энергетических и промышленных технологий, структурой Министерства экономики, торговли и промышленности страны. Первоначально планировалось начать многие мероприятия к открытию Токийской олимпиады в 2020 финансовом году, но их пришлось отложить из-за пандемии.
Продвижение водорода в общую энергетическую структуру является частью общей задачи Японии по достижению чистого нуля выбросов парниковых газов к 2050 году. Ожидается, что к этому году на водород и аммиак как на топливо будет приходиться до 10 процентов производства электроэнергии в стране.
По прогнозам правительства Японии в 2050 году общий объем импорта сжиженного водорода, в том числе для топлива в автомобилях, оценивается в 20 миллионов тонн. Трудно сравнить с несколькими тысячами зарегистрированными в 2020 году. KHI планирует построить 80 танкеров для перевозки 9 миллионов тонн сжиженного водорода в год.
Но основным препятствием на пути внедрения сжиженного водорода буде все еще высокая его стоимость. Пока по ней он не может конкурировать с природным газом. По оценкам министерства экономики в настоящее время стоимость водорода около 100 йен за кубометр. С налаживанием поставок из Австралии к 2030 году она снизится примерно до 30 иен. Предполагается, что она будет понижаться до менее 20 йен к 2050 году, что сделает его эквивалентным природному газу, как пишет газета Yomiuri Shimbun (05.06.2021.). По другим аналитически прогнозам к 2030 году электроэнергия вырабатываемая ТЭС на водороде будет стоить в 1,5 раза дороже, чем при использовании СПГ, пишет газета Asahi Shimbun.
В небольших масштабах налаживается и опытное производство сжиженного водорода на территории Японии. По сообщениям в СМИ компания «The New Energy and Industrial Technology Development Organization (NEDO) запустила установку по производству водорода с использованием энергии солнечной электростанции (СЭС) в префектуре Фукусима.
Установка небольшой мощности, но достаточной для обеспечения работы автотранспорта с ВТЭ, которые намечалось направить на перевозки участников предстоящих летних Олимпийских игр в Токио. Сроки игр перенесены на год. И, тем не менее, считается, что электроавтобусы станут на них «ягодкой на торте». Игры 1964 года имели весьма большое значение в повышении имиджа Японии в мировом сообществе.
Пандемия многое изменила, но есть уверенность, что игры следует использовать для пропаганды расширения использования ВТЭ на транспорте и в быту на местах. Хотя они еще долго будут не конкуренты с бензиновыми двигателями по показателю «стоимость-эффективность», как было уже с внедрением других автомобилей с силовыми электродвигателями. В японских СМИ много сообщений о сферах расширения использования водорода на транспорте и даже в металлургии.
комментарии(0)