Встреча двух лидеров прошла в дружественной атмосфере. Фото Reuters
Президент США Джозеф Байден начал свое первое в качестве главы государства международное турне с визита в Великобританию. Здесь предстоит участие в саммите «большой семерки». Затем Байден отправится в Европу, на саммиты НАТО и ЕС–США. Заключительным аккордом турне американского лидера станет его встреча с Владимиром Путиным в Женеве. Общее у всех переговоров одно: Байден готов обсуждать в том числе новый порядок, который сложится в мире после и в результате пандемии, и роль в нем США и России.
Многие американские президенты предпочитали начать свое первое зарубежное турне с визита к старейшему союзнику. Но в случае с Байденом визит в Великобританию – это не только дань традиции. Здесь, в городе Карбис-бэй, с 11 по 13 июня пройдет саммит «большой семерки».
Кроме того, сами американо-британские отношения теперь таят определенную интригу. Великобритания официально покинула Евросоюз, и ей предстоит по-новому построить отношения с ЕС и США. Эти процессы не идут гладко, о чем накануне приезда Байдена напомнило внешнеполитическое ведомство его страны.
Правительству британского премьер-министра Бориса Джонсона была передана американская нота, связанная с попыткой властей Великобритании отказаться от ряда положений соглашения с ЕС о брекзите. По сообщению газеты Times, в ноте выражена озабоченность США сложившейся ситуацией. Дело в том, что в марте Великобритания в одностороннем порядке продлила для британских предпринимателей на полгода действие льготного режима, позволяющего не оформлять таможенные фитосанитарные сертификаты при поставках товаров животного происхождения через Северную Ирландию. Этот мелкий вроде бы вопрос грозит разрушить соглашение между Великобританией и ЕС. Нота США показывает, что в данном конфликте Белый дом занял сторону Евросоюза, с которым Байден хочет наладить отношения, изрядно ухудшившиеся при его предшественнике Дональде Трампе.
Неприятная часть беседы была уравновешена принятием совместного документа – Атлантической хартии – 2021. Название – отсылка к Атлантической хартии 1941 года, заключенной тогдашним президентом США Франклином Делано Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем. Тот документ положил начало военному и политическому союзу двух стран в борьбе с нацистской Германией и стал основой для определения миропорядка после Второй мировой войны. Этот, как пояснил Джонсон, положит начало переменам в нынешнем веке.
«Раньше наши страны сотрудничали при построении мира после Второй мировой войны, а теперь мы будем прикладывать совместные усилия, чтобы ответить на вызовы, стоящие перед планетой на сегодняшний день, – от глобальной обороны и безопасности до восстановления экономик после коронавируса и борьбы с изменением климата», – говорится в сообщении канцелярии премьер-министра. Джонсон пояснил, что Атлантическая хартия ляжет в основу восстановления мира после пандемии. «80 лет назад американский президент и британский премьер-министр стояли плечом к плечу, обещая лучшее будущее. Сегодня мы делаем то же самое», – сказал британский премьер.
Байден говорил о том же самом в менее цветастых выражениях. Одним из первых мероприятий, которые он провел на британской земле, было его выступление перед американскими военными на базе Милденхолл. Там Байден сказал, что на всех этапах своего европейского турне собирается четко заявить, «что США вернулись и мировые демократии едины в намерении решить самые сложные задачи и проблемы, имеющие наибольшее значение для нашего будущего».
Ясности, какой видят западные лидеры роль России в этом будущем, прибавится после встречи «большой семерки». В ее повестке российский вопрос значится одним из главных. Пока же можно констатировать, что лидеров стран G7 – особенно европейских – к сотрудничеству с РФ не будет подталкивать общественное мнение их стран. Это подтверждают, в частности, данные весенних опросов общественного мнения службы YouGov, опубликованные перед визитом Байдена. Согласно им, в Западной Европе подавляющее большинство респондентов относятся к России даже хуже, чем к Китаю. Например, по данным майского опроса, 73% британцев испытывали негативное отношение к РФ (к Китаю – 72%). Положительно к нашей стране относятся лишь 11% опрошенных. Из всех западноевропейских стран самый лучший имидж у РФ во Франции. Там в мае в негативном отношении к России признавались «всего лишь» 58% опрошенных.
комментарии(0)