Имран Хан опасается роста радикальной исламистской идеологии в Пакистане. Фото Reuters
Когда американские войска из Афганистана уйдут, Пакистан ни при каких условиях не позволит ЦРУ использовать его землю для контртеррористических операций, заявил премьер-министр Имран Хан. Вслед за ним глава МИД Пакистана предупредил, что американцам не удастся переложить на Пакистан ответственность за установление мира в соседнем государстве. Если учесть, что американские дроны в течение 14 лет били из Пакистана по целям в Афганистане, то такой шаг премьера выглядит неожиданным.
Как отмечает портал Axios, заявление Имрана Хана стало неприятным известием для администрации президента США Джозефа Байдена, которая ищет возможности продолжать действия разведки и Пентагона в Афганистане в тот момент, когда срок окончательного вывода американских частей неумолимо приближается.
В Вашингтоне считают, что судьба нынешнего афганского режима во многом будет зависеть от того, удастся ли США обеспечить ему достаточную поддержку в противостоянии с движением «Талибан» (запрещено в РФ), а также с террористическими группировками «Исламское государство» (ИГ) и «Аль-Каида» (обе группировки запрещены в РФ). Администрация США также зондировала бывшие советские республики Центральной Азии насчет создания опорных пунктов военного ведомства и ЦРУ. Но тут все сложно, сообщает портал, в связи с тем, что эти страны находятся под влиянием России.
С Пакистаном у США отношения тоже сейчас не сахар, но взаимодействие между американскими и пакистанскими военными существуют едва ли не семь десятков лет, поэтому исламская республика остается наиболее вероятной опцией для размещения баз. Тем более что американские беспилотники нанесли сотни ударов со взлетных площадок в Пакистане по афганским целям.
Почему же Имран Хан ответил американцам столь категоричным «нет»? Для него раскрыть объятия для американского спецназа было бы политическим самоубийством. Бывший звезда крикета, избранный на пост премьера в 2018 году, как передает сайт TRT World, еще находясь в оппозиции, выступал против американской интервенции в Афганистане и зоне племен в самом Пакистане. Он возглавлял массовые демонстрации протеста против размещения американских дронов с 2012 года.
Тем не менее американские чиновники все еще лелеют надежду на то, что им удастся прийти к тайной договоренности с пакистанской армией и разведкой. Директор ЦРУ Уильям Бэрнс недавно совершил необъявленный визит в Исламабад, где повстречался с главой могущественной межведомственной разведки. Имран Хан, как сообщалось, отказался встретиться с Бэрнсом, пояснив, что готов вести переговоры только с самим Байденом.
На тему возможного продолжения американо-пакистанского сотрудничества против терроризма высказался помощник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан. Но он ограничился загадочной фразой о том, что прошли «конструктивные дискуссии». Более откровенны были председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли и министр обороны Ллойд Остин. В своих показаниях в Конгрессе они не исключили, что нынешнее афганское правительство может рухнуть, и в стране начнется гражданская война. Тогда группировки, подобные ИГ и «Аль-Каиде», снова обретут через пару лет способность наносить удары по самой территории США.
Конечно, можно предположить, что высшие военные чины сгустили краски, чтобы выбить у законодателей побольше ассигнований. Но вот свежий документ о ситуации в Афганистане и Пакистане, подготовленный Центром анализа терроризма во Франции. В нем отмечается, что усиливается кооперация таких транснациональных группировок, как ИГ и «Аль-Каида» с региональными группировками, действующими в Южной Азии и на Среднем Востоке, такими как «Лашкар-э-Тайба» (запрещена в РФ). Последняя базируется в основном в Пакистане. Она участвовала в нападении на парламент Индии и Мумбаи в первом десятилетии нынешнего века.
Влияние радикальной исламистской идеологии в Пакистане растет, позволяет воинствующим группировкам вербовать молодежь. Эти люди готовы участвовать в скоординированных террористических нападениях или атаках в стиле одиноких волков. Примером может служить нападение пакистанского юноши 25 сентября 2020 года в Париже с ножом на двух человек около бывшей редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo. Это был его отклик на призыв пакистанских фанатиков к мести за карикатуру на пророка.
комментарии(0)