Посетители усадьбы в Наро-Фоминске могут познакомиться с важной вехой в истории КПК. Фото РИА Новости
Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин побуждает зарубежные политические партии противостоять попыткам Запада навязать миру свою модель демократии и технологический диктат. Этот призыв прозвучал на виртуальном саммите с лидерами и представителями 500 партий из 160 стран мира. В РФ старт конференции можно было наблюдать в Наро-Фоминске, где открылась фотовыставка, посвященная VI съезду КПК (1928). Тогда ее политика зависела от установок Кремля. А сегодня к голосу Пекина прислушиваются не просто видные политики, но и главы многих государств и правительств.
Агентство Reuters называет инициативу Пекина прямым ответом президенту США Джозефу Байдену, который добивается, чтобы демократии, разделяющие общие ценности, включая страны Евросоюза и Японию, стали проводить более жесткий антикитайский курс. Китай не остается в долгу и тоже стремится заручиться поддержкой дружественных государств.
Список ораторов «облачного саммита», как называет мероприятие китайская пресса, показывает, что Пекину есть на кого опереться. В числе ораторов – президенты ЮАР, Зимбабве, Кубы, Аргентины, Филиппин и Сербии, генсек Коммунистической партии Вьетнама, премьер-министры Пакистана, Камбоджи, Шри-Ланки и др. Это не маргиналы-революционеры, а люди, стоящие у руля государств. Россию представляет председатель «Единой России» Дмитрий Медведев.
Фотовыставка и музей в Наро-Фоминске позволяют наглядно убедиться, как изменилось с 1928 года соотношение сил в мире. VI съезд китайских коммунистов проходил не только под контролем ВКП(б), но и в обстановке строжайшей секретности. Ведь бывший союзник КПК генерал Чан Кайши из партии Гоминьдан совершил антикоммунистический переворот и развернул террор против коммунистов. Собраться легально у коммунистов не было никакой возможности, вот Коминтерн и организовал на свои средства (то есть за счет РСФСР) тайный выезд активистов КПК в Москву и обеспечил все необходимое для съезда.
Надо отдать должное нынешним чиновникам КПК, ответственным за пропаганду истории партии. Они сделали многое, чтобы эта ее страница сохранилась и даже стала доступна россиянам. В 1928 году в интересах секретности местом съезда была выбрана бывшая дворянская усадьба «Старо-Никольское» в селе Первомайское в Московской области. Но к нашему времени, как говорится в материале Общества российско-китайской дружбы, поместье пришло в запустение. Пекин предложил Москве восстановить дом на свои средства и устроить в нем постоянную выставку. Так и было сделано. Усадьба была передана на 49 лет в аренду Китайскому культурному центру.
В 1928 году в КПК состояло около 20 тыс. членов (сегодня более 95 млн). Съезд избрал ЦК из 36 человек. В него вошел Мао Цзэдун, хотя его не было в России. Но присутствовали Чжу Дэ, будущий командующий Китайской красной армией, и будущий премьер Чжоу Эньлай. Российские китаеведы Лидия Головачева и Валентин Головачев перевели Книгу воспоминаний, написанную студентом Университета имени Сунь Ятсена в Москве, который тогда исполнял роль переводчика или секретаря для приехавших китайских делегатов.
Коминтерн на съезде представлял Николай Бухарин. Китайские делегаты не были единодушны в оценке положения в Китае, расходились они и по вопросу о том, кому возглавить партию. Бухарин старался привести мнения к общему знаменателю. Досталось от него левакам. «Поднять восстание не так просто и легко, как зажечь спичку», – разъяснил большевик. Однажды он произнес речь длительностью девять часов. Оратор Бухарин был отменный, и все слушали.
Судьба многих участников съезда сложилась трагически, как и у этого марксистского теоретика. Но ученые в КНР до сих пор с уважением относятся к Бухарину. Кстати, Си Цзиньпин тоже не прочь сдобрить свою речь броской фразой. Критикуя в обращении к лидерам политических партий подход Запада к модернизации развивающихся стран, генсек заметил: «Не надо обрезать ноги под размер обуви». Проблема, однако, состоит в том, что Запад вовсе не ратует за реформирование архаичных обществ путем насилия. А как раз в Китае, в России, как и во многих освободившихся от колониализма странах, модернизация проводилась с «обрезанием ног под размер обуви».
Впрочем, выступление Си проникнуто не только призывами к сплочению против происков Америки. Он высказал и надежду, что удастся найти с ней взаимопонимание и построить общество, где люди вместе будут строить счастливое будущее. Очевидно, до этой поры не каждому дано дожить. Американо-китайские противоречия никуда не уйдут. Госсекретарь США Энтони Блинкен сказал, что Вашингтон будет ставить права человека в основу своего курса в отношении КНР. Это заявление было сделано после встречи госсекретаря с бывшими заключенными лагерей в Синьцзяне.
комментарии(0)