В ведомстве Сергея Лаврова считают иск против Украины давно назревшим шагом. Фото Reuters
Впервые в своей истории Россия обратилась с межгосударственной жалобой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Иск подан против Украины. Парадокс ситуации в том, что эта страна уже подала девять межгосударственных исков в ЕСПЧ против России. При этом в российской жалобе, по крайней мере частично, Украине предъявлены «зеркальные» претензии по отношению к тем, что она выставляет РФ. Дипломатическое наступление в украинском направлении силами Генпрокуратуры показательно началось после статьи Владимира Путина о единстве славянских народов, а главное, консультаций на троих между США, ФРГ и РФ о будущем всего комплекса газовых поставок в Европу. ЕСПЧ же получила от России фактический ультиматум, в основании которого явно просматривается вопрос о целесообразности финансирования ею страсбургского правосудия.
РФ и Украина в очередной раз будут выяснять отношения в международных судах, но только впервые туда решила обратиться Москва, а не Киев. На сайте Генпрокуратуры (этому ведомству с июня Путин поручил вместо Минюста представлять страну в ЕСПЧ) содержится текст поданной жалобы. Список претензий к Украине состоит из 10 пунктов – и каждый из них может превратиться в отдельное громкое дело.
Это «ответственность властей Украины за гибель мирного населения, незаконное лишение свободы и жестокое обращение с людьми, в том числе имевшие место на площади Независимости» в городе Киеве во время Евромайдана в 2013–2014 годах, в Доме профсоюзов в Одессе в мае 2014 года, а также «в ходе проведения так называемой «антитеррористической операции». Кроме того, Украине инкриминируется «практика подавления свободы слова и преследования инакомыслящих» путем запрета работы СМИ и журналистов; вытеснение русского языка из общественной сферы и «дискриминация русскоговорящего населения»; убийства и уничтожение имущества из-за обстрелов Украины сопредельных территорий России; лишение жителей «отдельных территорий юго-востока Украины» возможности участия в выборах в центральные органы власти; блокирование Северо-Крымского канала; нападения на дипломатические представительства России; крушение самолета «Малайзийских авиалиний» 17 июля 2014 года «вследствие не закрытия властями Украины воздушного пространства над зоной боевых действий»; неоказание правовой помощи российским следственным органам.
Нетрудно заметить, что российский иск перекликается с аналогичными украинскими исками. С 2014 года Украина подала девять межгосударственных исков к России в ЕСПЧ. Это не считая 4 тыс. исков от частных лиц с украинским гражданством.
Так, в межгосударственной жалобе, касающейся Крыма, Украина помимо всего прочего обвиняет РФ в дискриминации украиноязычных жителей полуострова, выражающейся, в частности, в вытеснении украинского языка из процесса обучения школьников. Наконец, ЕСПЧ рассматривает иск Украины и Нидерландов, касающийся катастрофы малайзийского «Боинга». Заседание Большой палаты назначено на 24 ноября 2021 года. При этом продолжается и процесс по делу о сбитом самолете в Окружном суде в Гааге. Заочные обвинения в сознательном уничтожении малайзийского «Боинга» предъявлены трем гражданам РФ – экс-министру обороны ДНР Игорю Гиркину (Стрелкову) и его тогдашним подчиненным: Сергею Дубинскому, Олегу Пулатову и Леониду Харченко, который имеет украинское гражданство. При этом, как заявил глава МИД Нидерландов Стефан Блок, его страна не будет привлекать Украину к ответственности за неполное закрытие авиапространства ввиду недостатка доказательств вины этого государства.
Две некогда братские страны будут выяснять отношения в Страсбургском суде. Фото Reuters |
МИД РФ в своем заявлении назвал подачу российского иска «давно назревшим шагом» и отметил, что ожидает «беспристрастного и неполитизированного отношения ЕСПЧ к российской жалобе, а также досконального исследования судом представленных государством-истцом материалов и доказательств». Любопытно, что в тексте заявления не скрывалось: Россия ждет не столько удовлетворения своей жалобы, сколько возможности высказать свою позицию. «Обращение России в ЕСПЧ нацелено среди прочего на предоставление суду всей полноты информации о творимых властями Украины или при их попустительстве бесчинствах, ведущих к многочисленным нарушениям прав человека», – говорится в заявлении. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также считает, что Россия вправе ожидать реакции ЕСПЧ на свое обращение, тем более что, по его мнению, таковой бывает слишком много по не самым существенным проблемам и, наоборот, маловато – по значимым вопросам.
Песков напомнил, что президент РФ неоднократно говорил о «весьма и весьма негативных процессах», происходящих на Украине. Необходимо, в свою очередь, подчеркнуть, что самые последние такие заявления прозвучали в статье Путина о единстве русского и украинского народов, а также в последовавшем за нею специальном интервью по все той же теме. Кстати, часть из претензий президента РФ чуть ли не буквально и процитированы в обращении Генпрокуратуры к ЕСПЧ. Как уже писала «НГ», генпрокурор Юрий Краснов сам попросил главу государства дать его ведомству полномочия представлять Россию в Страсбурге (см. «НГ» от 01.06.21) и оперативно получил соответствующий закон. «НГ» прогнозировала, что первый удар будет скорее всего по Украине и не ошиблась.
Однако надо понимать, что его могло бы и не последовать, если бы не соглашение США и ФРГ освободить от санкционного давления газопровод «Северный поток – 2». Одно из условий – это гарантии Украине на то, что через нее по-прежнему будет идти транзитный газ в Европу. Но тут нарисовалась такая последовательность событий: публичные заявления Путина о фактической невозможности иметь дело с нынешним киевским руководством, затем уверения, что газовые дела – это компетенция коммерческих директоров, главы государств здесь ни при чем, а потом – уже и жалоба в ЕСПЧ, намекающая на то, что в Украине сейчас преступная власть. Учитывая, что решение ни по одному межгосударственному иску Украины к России не вынесено, можно ожидать, что и ответный российский иск будет удовлетворен не скоро. Судья ЕСПЧ от РФ Дмитрий Дедов уже подтвердил Интерфаксу, что рассмотрение иска займет «не один год». И это Москве как раз выгодно: пока решения нет, она будет отказываться от контактов высокого уровня с Киевом.
Признаком широкомасштабной спецоперации следует считать и заявление председателя Госдумы Вячеслава Володина, который уже не раз выступал с жесткими заявлениями по самым острым геополитическим вопросам. Теперь он подчеркнул: «Учитывая убедительность приведенных фактов, на мой взгляд, у ЕСПЧ нет других вариантов, кроме как признать их и дать правовую оценку действиям властей Киева». При этом Володин даже как бы пожалел Страсбургский суд – дескать, тот в последнее время сильно политизировался, причем именно по отношению к России, так что «ему будет непросто в этой ситуации, когда все настолько очевидно». А заканчивает Володин, по сути дела, ультиматумом ЕСПЧ. «Либо он признает перечисленные нарушения и окажется состоятелен как институт, либо нет смысла в его существовании», – сказал председатель Госдумы. При этом в его словах о «моменте истины» для ЕСПЧ следует, очевидно, видеть совсем не тонкий намек на заурядную финансовую зависимость межъевропейских структур от щедрости РФ.
комментарии(0)