0
3736
Газета В мире Интернет-версия

13.10.2022 19:34:00

Протестные акции стали стресс-тестом для элиты Ирана

В Тегеране звучат призывы к переосмыслению силовых методов против манифестантов

Тэги: иран, протестные акции, разгон, насилие, элита, поляризация


иран, протестные акции, разгон, насилие, элита, поляризация Фото Reuters

Часть иранского политического истеблишмента пытается смягчить подходы к продолжающимся с середины сентября антиправительственным акциям. Мощный потенциал нынешних протестов, разгоревшихся против жестких правил ношения хиджаба, заставил бывшего спикера Меджлиса (парламента) Али Лариджани сделать заявление, которое разошлось с официальной линией. Высказывания экс-парламентария о бессмысленности применения силы в отношении демонстрантов интерпретированы западными изданиями как симптом поляризации иранской элиты.

Заявления Лариджани распространило ежедневное иранское издание «Эттелаат». Политик, избегая прямой критики силовых структур и высшего руководства, выразил убежденность в том, что применение насилия – «неправильный способ обращать внимание на вопрос хиджаба». «Когда явление становится массовым, жесткая реакция не является лекарством, – подчеркнул Лариджани, комментируя протесты. – Обществу нужно больше терпимости».

Основным импульсом начала нынешних манифестаций в Иране стала гибель девушки курдского происхождения Махсы Амини. 22-летняя иранка была задержана полицией нравов из-за неправильного ношения хиджаба, а позже скончалась, по официальной версии, из-за сердечного приступа, что стало поводом обвинять правоохранителей в применении насилия. Сообщения о последующих жертвах среди демонстрантов добавили масла в огонь протеста.

Западные издания обратили внимание на то, что риторика Лариджани, несмотря на деликатность формулировок, пошла вразрез с тем, что говорит о протестах верховный лидер Ирана Али Хаменеи. На днях рахбар заявил: «Эти разрозненные беспорядки – пассивный и неуклюжий замысел противника против великих и новаторских достижений иранского народа». Великий аятолла в то же время подчеркнул, что «лекарство от врагов» – оказать им сопротивление.

Контраст оценок дал основания говорить о появлении линий разлома внутри иранского истеблишмента. Британская газета Guradian, отметив, что Лариджани десятилетиями был одной из значительных фигур в Иране, подчеркнула, что политик решился сделать публичное выступление и подвергнуть сомнению чрезмерные принудительные меры государства «в знак того, что одномерная жесткая линия правительства не носит универсальный характер».

Критика отношения к протестующим отчасти прокрадывается и в иранскую прессу, которая регулируется властями. «То, что происходит на уровне государственного управления, не основано ни на разделении властей, ни на плюрализме, – говорится в одном из материалов в газете «Джомхурий-е эслами». – Мы стали свидетелями последствий неинклюзивных подходов в нашей стране за последние 14 месяцев».

Международные наблюдатели считают, что у протестного движения в Иране, которое вышло за рамки требований, касающихся свободы ношения хиджаба, есть перспектива расширения, особенно на фоне действий правоохранителей. Однако пока нет признаков, что это приведет к более серьезной конфронтации или гражданской войне. Спорадически Иран сталкивается с антиправительственными движениями, которые впоследствии затухают.

Выработать подходы к иранским протестам пытаются западные столицы. Уже 17 октября министры иностранных дел стран Евросоюза должны принять новые санкции против иранских официальных лиц, причастных, по оценкам Брюсселя, к силовому подавлению антиправительственных акций. Как заявила глава МИД Франции Катрин Колонна, в евросообществе достигли предварительного соглашения, как будут выглядеть меры давления.

Веерное применение рестрикций, впрочем, поставило вопрос о необходимости исключений, пишет Washington Post, обращая внимание на то, что из-за западных санкций против властей Исламской Республики пострадал местный высокотехнологичный сектор, который обеспечивает иранцев услугами и программным обеспечением, необходимыми для доступа в интернет. Сейчас протестующие лишены широкого инструментария для обхода блокировок и отключений Сети.

Накануне первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман организовала консультации с представителями американских технологических компаний по вопросам, касающимся распространения информации в государствах, против которых действуют санкции. Иран был одной из тем. Вашингтон, подчеркивает пресс-служба Госдепа, считает необходимым «содействовать расширению доступа иранцев к безопасным сетевым платформам и услугам».

Как обратил внимание в разговоре с «НГ» военный эксперт Юрий Лямин, примеры предыдущих протестов и беспорядков в Иране за прошедшие после Исламской революции десятилетия показывают, что в элите могут быть разные мнения, пока там считают протесты относительно умеренными и контролируемыми. «Если же уровень протестов и беспорядков достигает порога, который может начать представлять угрозу строю, то элиты это по большей части консолидирует, и они готовы действовать максимально быстро и жестко», – подвел черту собеседник «НГ». 


Читайте также


2. Будущую элиту России вооружили новой идеологической триадой

2. Будущую элиту России вооружили новой идеологической триадой

Масштабные выборы 2026 года должны стать для героев спецоперации карьерным эскалатором

0
1930
2. Израиль поставил на паузу двухлетнюю войну с ХАМАС

2. Израиль поставил на паузу двухлетнюю войну с ХАМАС

Фронты в секторе Газа и Иране оказались в замороженном режиме

0
1347
Ирак боится появления в небе израильских самолетов

Ирак боится появления в небе израильских самолетов

Игорь Субботин

Шиитские группировки обсуждают с Багдадом разоружение

0
1568
Белый дом убеждают в необходимости войны с Ираном

Белый дом убеждают в необходимости войны с Ираном

Игорь Субботин

Израиль бьет тревогу в связи с быстрым восстановлением Исламской Республики

0
1776