Эбрахим Раиси готовится к историческому визиту. Фото Reuters
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) нанесла мощные удары по международному аэропорту Алеппо в Сирии, целью которых, очевидно, была инфраструктура шиитских формирований, действующих на стороне официального Дамаска. Воздушная гавань второго по величине города страны прекратила свою работу именно в тот момент, когда сирийское руководство готовится принять президента Ирана Эбрахима Раиси, начинающего 3 мая исторический визит в Арабскую Республику. То, что в графике политика, по некоторым сообщениям, фигурировало посещение Алеппо, вряд ли выглядит совпадением.
О том, что в районе Алеппо произошла серия нападений, сообщили сирийские СМИ. По их оценкам, обстрелы вела израильская сторона из воздушного пространства соседнего Ливана. Они привели к гибели одного военнослужащего Сирийской арабской армии (САА). Этот эпизод продолжает логику интенсивных атак, в рамках которой ЦАХАЛ активно действует в последние месяцы. Службы безопасности Израиля с начала года озабочены рисками военных провокаций со стороны враждебных сил в условиях нарастающего политического кризиса внутри страны.
Независимые исследователи уточнили, что под ночной удар попали позиции, предположительно принадлежащие шиитским иррегулярным формированиям, вблизи местного международного аэропорта. Израиль считает, что гражданский транспортный узел долгое время используется Дамаском и Тегераном для теневого наращивания военного сотрудничества и систематически подвергает его инфраструктуру бомбардировкам. Некоторое время назад это даже привело к перераспределению некоторых авиамаршрутов.
Накануне удара по Алеппо премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху выступил на открытии летней сессии Кнессета (израильского парламента), где в очередной раз с вызовом пообещал: «Мы не допустим, чтобы Иран создал вокруг нас петлю терроризма – ни в Сирии, ни в Ливане, ни в Газе, ни в Иудее и Самарии. Мы не допустим, чтобы Иран укрепился в военном отношении на наших границах, и мы сделаем все, чтобы предотвратить получение им ядерного оружия».
Важным фоном обострения является подготовка к исторической двухдневной поездке в Сирию иранского президента Раиси. «В ходе этого первого за 12 лет визита будет отпразднована победа «сил сопротивления», – заявил замглавы администрации президента Исламской Республики по политическим вопросам Мохаммад Джамшиди, использовав символическое обозначение союзных Тегерану стран и организаций. – Мы пережили крайне напряженный период геополитических изменений: в итоге Иран одержал верх, а США потерпели неудачу».
Отдельно Джамшиди напомнил о высказываниях устраненного в 2020 году Пентагоном генерала Касема Сулеймани, который говорил, что «только сила, показанная на полях сражений, обеспечивает успех дипломатии».
Визит Раиси, которого будут сопровождать несколько членов его правительства, призван формализовать дальнейшее углубление контактов между Дамаском и Тегераном. Как сообщала сирийская газета «Аль-Ватан» со ссылкой на правительственный источник, переговоры между Раиси и его коллегой Башаром Асадом будут посвящены «укреплению двустороннего стратегического сотрудничества, в частности в экономической области». По ее оценкам, в ходе поездки ожидается подписание большого пакета документов.
Как уточняет сирийское независимое агентство North Press, иранский президент должен объявить о старте реализации коммерческих и строительных контрактов, которые рассчитаны на поэтапную реконструкцию Сирии, а также о запуске некоторых масштабных экономических проектов. Тегеран планирует инвестировать в электроэнергетический сектор союзного государства, что только укрепит его влияние на этой арене. В то же время от Исламской Республики ожидают открытия очередной кредитной линии для президентского дворца в Дамаске.
Интересным выглядит то, что, по сведениям North Press, в графике Раиси значилось посещение не только столицы, но и Алеппо. В частности, иранский президент планировал оценить то, как идут работы по восстановлению местной инфраструктуры, которая пострадала от мощнейшего землетрясения в феврале этого года. В последние дни власти Алеппо работали над тем, чтобы привести в порядок основные транспортные магистрали и въезды в город, а также убрать все неофициальные рынки, говорят наблюдатели.
В этом контексте удар ЦАХАЛ по международному аэропорту выглядит как предупреждение не столько абстрактной «оси сопротивления», сколько конкретным представителям иранской политической элиты о необходимости понизить интерес к сирийской арене.
Симптомы, что Израиль готов проверять на прочность безопасность высших эшелонов власти в странах-соперницах, появились еще в прошлом месяце, когда интенсивные обстрелы ЦАХАЛ, согласно спутниковым данным, затронули резиденцию брата сирийского лидера Махера Асада на западной окраине Дамаска. В его подчинении находится 4-я бронетанковая дивизия САА. Сам Махер фигурирует в зарубежной аналитике не иначе как убежденным сторонником углубления отношений между своей страной и Ираном и проводником его интересов.