Илона Маска раскритиковали за активное использование личных бизнес-джетов. Фото Reuters
Институт политических исследований США и организация Patriotic Millionaires подготовили совместный доклад о влиянии частной авиации на экологию и тенденциях ее развития. Выводы оказались неутешительными: рынок бизнес-джетов растет высокими темпами, а количество перелетов частной авиации достигло 5,4 млн и уже опередило показатели докризисного 2007 года, которые до 2022-го были недосягаемы. В преддверии начинающегося в четверг лондонского форума по устойчивому инвестированию и готовящегося масштабного климатического саммита в Дубае авторы высказывают идею о необходимости взимать дополнительные налоги с частных авиаперевозок, а также с покупки бизнес-джетов.
То, что исследование проводилось американцами, отнюдь не случайность. Львиная доля полетов на бизнес-джетах приходится именно на них. Из 5,4 млн перелетов на бизнес-джетах на США пришлось 4,6 млн, немалая их часть осуществляется из аэропортов Флориды, Нью-Джерси и Техаса. На Северную Америку приходится более 70% владельцев бизнес-джетов, которых куда больше, чем в Европе. При этом рост полетов за последние два года был скачкообразный, поскольку в 2020 году, в эпоху пандемии, количество перелетов частной авиации не превышало 3,5 млн. До пандемии – 4,5 млн. Но даже тогда не был преодолен рубеж в 4,7 млн полетов, установленный в 2007 году: кризис 2008 года серьезно ударил по этой сфере.
Рынок бизнес-джетов также стал более дорогим, и на нем было совершено операций на 34,1 млн долл. Впрочем, здесь важно оговориться, что произошло это из-за повышения цен. В реальном же выражении сделок было меньше, чем в 2021 году. Однако для будущего планеты принципиально не то, сколько состоятельные граждане будут перекупать друг у друга самолетов, а именно количество совершенных перелетов.
В этом смысле доклад можно считать определенным выпадом в адрес миллиардера и владельца Tesla и SpaceX Илона Маска: он назван самым активным пользователем бизнес-джетов. Его 171 полет за 2022 год потребовал 837 тыс. т топлива и привел к выбросам 2,1 тыс. т углекислого газа, что эквивалентно углеродному следу 132 средних американцев.
Авторы доклада подчеркивают, что для предотвращения роста налогов в этой сфере ведется активная лоббистская деятельность, которая пока увенчивается успехом. Они предлагают ввести специальный налог на топливо, которое используют бизнес-джеты, налог на покупку и продажу бортов этого класса, а также особый налог на «короткие скачки» – мелкие перелеты, которые в расчете на 1 км особенно вредны для природы. Так, один из подобных полетов Маска длился всего шесть минут. Наконец, предлагается так или иначе облегчить налоговое бремя для тех авиапассажиров, которые летают не на своих самолетах.
Что же касается Европы, то здесь главным центром одиночных перелетов является Британия. Из Лондона в Париж и Ниццу, к Лазурному Берегу, совершаются тысячи перелетов ежегодно. Хотя с американскими масштабами это все равно несравнимо. Но и здесь экоактивисты подчеркивают, что ряд перелетов можно заменить вообще относительно безобидными для экологии поездками на поезде.
Впрочем, есть сомнения касательно того, что в Лондоне в четверг эта тема будет активно обсуждаться. Пока зеленая повестка в целом является рекомендательной и сверхбогатых ограничивать их потребности никто не заставляет.
«В Евросоюзе авиакомпании платят налог на выбросы в зависимости от длины полета, хотя внешние авиаперевозчики этой мере и сопротивлялись. Рост полетов бизнес-джетов пока все равно краткосрочный, и о длинном тренде говорить еще рано. Вместе с тем это довольно необычно, с учетом того что энергетический кризис еще не закончился, хотя, видимо, и стал менее острым», – сказал «НГ» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.