От погромов политически активных пакистанцев страдают обычные жители. Фото Reuters
Жертвами пакистанских протестов стали как минимум девять человек. Задерживаются сторонники бывшего премьера из числа работавших с ним в кабмине, а также видные деятели «Движения за справедливость» (ДЗС), лидер которого Имран Хан. Нынешний премьер Шехбаз Шариф назвал отнюдь не мирно настроенных протестующих, атаковавших его резиденцию, террористами. Конфликт между военными и Шарифом, с одной стороны, и Ханом – с другой, вовлекает простых пакистанцев. Решение Верховного суда о незаконности ареста Хана может успокоить ситуацию.
В столицу Исламабад введены войска, особо активные протесты идут в Карачи, провинциях Пенджаб и Пешавар.
В последней погибли, по последним данным, семь человек. С полицией ведется настоящая битва, происходят атаки на государственные учреждения и резиденции высокопоставленных чиновников. Не обошлось без попытки штурма резиденции Шарифа в Лахоре и закидывания ее бутылками с зажигательными смесями. Премьер в ответ заявил, что на протесты вышли террористы, с которыми в случае неповиновения расправятся войска, ибо жизнь демонстрантов «менее ценна, чем защита родины и ее идеи».
Обвинения в терроризме прозвучали и от главы пакистанского МИДа Билавала Бхутто-Зардари. «Не усугубляйте ситуацию, прекратите насильственные протесты и заявите, что вы будете соблюдать верховенство закона и Конституцию. Обещайте, что вы будете взаимодействовать с Национальным бюро подотчетности как граждане, а не как террористы», – заявил он.
Кстати, предшественника Бхутто-Зардари арестовали: Шах Мехмуд Куреши был задержан за организацию протестов. Арестовали также бывшего министра информации и функционера ДЗС Фавада Чоудри и генерального секретаря партии Асада Умара.
Аресты уже исчисляются тысячами, раненые – сотнями. Между тем интернет в стране практически не работает, из-за чего оперативно новости с мест событий получить сложно. Но предупреждения властей о потенциальной расправе над протестующими оптимизма по поводу деэскалации не добавляют. А практически полное отключение от Всемирной паутины не добавляют преимуществ и в экономике: электронные платежи снизились на 50%.
Западные лидеры высказываются предельно сдержанно: играет роль то, что Хан во время своего правления налаживал отношения с Москвой и Пекином. Официальные представители США и Британии, бывшей метрополии, лишь заявили о необходимости решить вопрос законным путем. Но какой путь считать законным и одновременно справедливым, сказать сложно. Более прямолинейным был генсек ООН Антониу Гутерриш, который призвал власти «уважать верховенство закона и соблюдать все необходимые процедуры в деле бывшего премьер-министра Хана». Это можно считать уже намеком на определенную правоту протестующих, которой ни в Вашингтоне ни в Лондоне не высказывали.
Интересно, что Верховный суд высказался сам в пользу Хана. Глава суда Умар Ата Бандиал отметил, что представители Национального бюро подотчетности поступили незаконно. Подобные заявления судьи уже высказывали ранее, до событий, связанных с бывшим премьером. Но важно, что арест Хана был признан незаконным.
Между тем Хан в какой-то степени повторяет судьбу бывшего президента США Дональда Трампа. На обоих политиков заведен целый ряд дел. В частности, Хану грозит тюремный срок не только по обвинениям в коррупции, но и в нарушении закона о борьбе с терроризмом. А обвинения во взяточничестве пользуются в стране «особым спросом»: CBS подчеркивает, что Хан стал уже седьмым премьером в истории Пакистана, которому они были предъявлены.