Процесс наблюдения за выборами в Турции становится ареной борьбы власти и оппозиции. Фото Reuters
В Турцию 12 мая прибывает делегация наблюдателей Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), чтобы отслеживать прозрачность всеобщих выборов, которые, как ожидается, станут проверкой на прочность для суперпрезидентской системы, выстроенной Реджепом Тайипом Эрдоганом. Ключевая оппозиционная сила боится, что правящий истеблишмент предпримет попытку сфальсифицировать результаты, и обещает публиковать протоколы голосования синхронно с Высшим избирательным советом (ЦИК). Ее опасения подогревают и сами ответственные органы.
О том, что оппозиция займется 14 мая параллельным обнародованием протоколов, заявил председатель Республиканской народной партии (РНП) Кемаль Кылычдароглу. «Мы разоблачим все попытки играть с результатами, – пообещал ключевой оппонент действующего президента. – Не ЦИК, а мы будем объявлять результаты. Мы полтора года работали над безопасностью избиркомов, есть инфраструктура, проведены тесты. Мы распространим каждый протокол. Они все будут у нас». Лидер кемалистов выразил опасения, что уполномоченные инстанции, включая Высший избирательный совет и турецкое новостное агентство «Анадолу», традиционно мониторящее подсчет, могут специально не опубликовать все протоколы.
Повод для опасений отчасти обеспечили попытки местного МВД задействовать свою систему наблюдения за результатами выборов. Она получила название GAMER. Специально для этого ведомство обратилось к Центризбиркому с запросом комплексных сведений об избирательных участках, включая число голосующих и номера урн. План министерства спровоцировал бурную реакцию со стороны оппозиции, потому что, согласно национальному законодательству, сотрудники правоохранительных органов могут вмешиваться в работу избирательных участков только в случае возникновения проблем в сфере безопасности. Тем не менее накануне стало известно, что Высший избирательный совет отказал МВД в предоставлении информации.
В начале этого месяца зампредседателя парламентской фракции РНП Мухаррем Эркек выступил с предупреждением, что турецкие силовики могут использовать в день голосования собственную систему мониторинга данных. «Мы впервые сталкиваемся с подобной ситуацией, – пояснил он. – Мы установили, что в МВД создана параллельная структура. В министерстве создана система слежения за выборами, параллельная системе ЦИКа. МВД направило циркуляр всем губернаторствам с требованием создания модуля отслеживания выборов. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. жителей в этих целях будут назначены минимум три человека, в городах с населением 20–100 тыс. – пять человек, с населением, превышающим 100 тыс., – 10 человек».
В эти дни оппозиция увеличивает свои шансы. 11 мая бывший член РНП Мухаррем Индже снял свою кандидатуру с президентских выборов. Несмотря на то что он обладал небольшой поддержкой (2–3%, по последним опросам), его участие в гонке рассматривалось как потенциальное препятствие для Кылычдароглу (см. «НГ» от 31.03.23).
Но поводов для беспокойства достаточно. Некоторые опасаются повтора ситуации на муниципальных выборах 2019 года, когда два важнейших мегаполиса – Анкара и Стамбул – отошли оппозиционным кандидатам и, как считается, именно по этой причине власть инициировала пересмотр итогов под предлогом исправления процессуальных нарушений. Попытка перезапуска голосования, в частности, была предпринята в Стамбуле, но она провалилась: тогдашний кандидат от РНП Экрем Имамоглу отстоял право занять кресло мэра. Сам прецедент внушает сомнения в то, что Эрдоган или его соратники могут спокойно согласиться с подсчетом голосов в случае потенциального поражения, которое рисует большинство неангажированных опросов.
В свежей аналитике Германского института по международным отношениям и безопасности (SWP), посвященной возможным фальсификациям 14 мая, отмечается, что турецкая электоральная система «очень тщательно продумана и открыта для общественного контроля на всех уровнях». «Это основанная на бумажных носителях система, которая сужает вопросы, связанные со сферой кибербезопасности», – говорится в материале. Однако исследователи SWP делают оговорку, что относительная защищенность избирательного процесса в стране не обязательно означает, что возглавляемая Эрдоганом Партия справедливости и развития (ПСР) не сможет предпринять попытку сфальсифицировать итоги голосования.
Подсчет бюллетеней на выборах в Турции всегда контролируется комиссиями из представителей участвующих в голосовании партий на любом из участков. Так, сторонники возглавляемой Кылычдароглу РНП традиционно находятся на каждом или на большинстве точек. «Важнейшим документом с точки зрения обеспечения безопасности выборов является отчет, который ведет каждый наблюдатель», – обращают внимание германские эксперты. По их оценкам, единственный эффективный способ, который могут использовать оппозиционные силы, чтобы отслеживать и протоколировать любые возможные нарушения, – это в постоянном режиме сравнивать результаты с официальными отчетами о выборах.
«Пока оппозиции удается назначать своих наблюдателей в избирательные комиссии и таким образом быстро и эффективно получать результаты, а затем делиться этими данными с общественностью, государству будет очень трудно украсть проигранные выборы, – считают в SWP. – Однако если оппозиция потерпит неудачу в каком-либо отношении, тогда существует серьезная возможность фальсификации».
Отдельная опасность – психологическая атмосфера в день голосования, напоминают эксперты. В 2014 году государственные новостные агентства слишком рано начали тиражировать сообщения об убедительных результатах ПСР, что привело к тому, что разочарованные наблюдатели от оппозиции преждевременно покинули участки для голосования, не получив отчетов.