Премьер-министром страны может стать победитель выборов – 42-летний выпускник Гарварда Пита Лимджароенрат. Фото Reuters
Более чем убедительной победой оппозиции завершились выборы в нижнюю палату парламента в Таиланде. Партия «Движение вперед» Питы Лимджароенрата получила 38,5% голосов и 151 место, а другая, менее радикальная оппозиционная партия, «Для тайцев» – 29,5% и 141 место. Сокрушительное поражение потерпели как военные, оказывающие, особенно после переворота 2014 года, огромное влияние на жизнь страны, так и роялистская Демократическая партия. Но даже такой исход отнюдь не гарантирует Лимджароенрату премьерский пост. Голосование воочию продемонстрировало то, о чем эксперты говорили давно: таиландское общество явно переросло свою политическую систему – конституционную монархию с сильным влиянием армии.
Подведены итоги прошедших в воскресенье парламентских выборов. Показательна не просто победа «Движения вперед», а то, что это наиболее радикально настроенная оппозиционная партия. Она – единственная участница выборов, требовавшая изменить статью 112 Уголовного кодекса, по которой за критику монарха можно получить двузначный тюремный срок. Прочие партии эту злободневную для страны тему даже поднимать не решались. До 2020 года «закон об оскорблении короля», как в просторечии именуют данную статью, применялся крайне редко. В основном – для точечного преследования наиболее радикальных оппонентов того или иного премьер-министра. Но три года назад, после прокатившихся по стране протестов против военных, дела по 112-й стали возбуждаться десятками. По ней сажают и оппозиционных активистов, и лиц, не имеющих отношения к политике. Печальный рекорд принадлежит 67-летней Анчан Прилерт: в 2021 году ее осудили на 43 года.
В Бангкоке «Движение вперед» получило 32 из 33 мест, зарезервированных для города. Невероятная поддержка. Впрочем, свое отношение к существующим порядкам бангкокцы продемонстрировали еще в 2020 году. Именно здесь были наиболее масштабные антиправительственные протесты, в которых ключевую роль играли студенты.
Лимджароенрат – 42-летний выпускник Гарварда, топ-менеджер и экономист. Он относительно недавно занялся политикой, но быстро завоевал популярность. После объявления результатов выборов, которые шокировали даже его сторонников, он был настроен достаточно оптимистично. Лимджароенрат заявил, что намерен получить кресло премьер-министра. Политик заверил, что не собирается раскалывать страну (то есть менять ее политическую систему) и будет хорошим руководителем даже для тех, кто за него не голосовал. Так это на самом деле или это всего лишь стандартные слова для человека, претендующего на важный пост, покажет время. В пользу того, что Лимджароенрат все же лукавит, свидетельствует его мимоходом оброненная фраза о том, что он собирается «не идти на компромисс» с военными, совершившими военный переворот в 2014 году и установившими новый строй, при котором практически весь Сенат выбирается ими.
А их проигрыш впечатляет. «Объединенная тайская нация» действующего премьер-министра Праюта Чан-Оча получила лишь 36 мест из 500, а «Народная государственная сила» во главе с другим военным – вице-премьером Правитом Вонгсуваном получила 40 мандатов, потеряв сразу 76 мест. Проигравшей стороной оказалась и роялистская Демократическая партия, которая получила 25 мандатов вместо прежних 53.
Партию «Для тайцев» по опросам считали фаворитом выборов. Лидер партии Чинават Пэтонгтарн – дочь бывшего премьера Таксина Чинавата, правившего с 2001 по 2006 год. Она заявила о согласии создать коалицию с «Движением вперед». Кстати, и ее, и Лимджароенрата можно считать людьми одного круга: последний является племянником одного из ближайших помощников отца Пэтонгтарн в его бытность премьером.
Занять желаемый пост Лимджароенрату будет нелегко. В процессе выбора премьера участвует 250-местный Сенат, подконтрольный военным. Придется найти общий язык и с королем Рамой X. Как поведет себя монарх, весьма интересно, как поведут себя его подданные в случае провала переговоров – еще интереснее. Репутация у короля, большую часть жизни проведшего за рубежом и пренебрегающего рядом приличий, противоречива.
«Начинается самое сложное: переговоры о конфигурации власти. Определенное влияние на них может оказать и министр здравоохранения Анутин Чарнвиракул, чья партия заняла третье место. Механизмы воздействия есть у Конституционного суда и Центризбиркома. Могут иметь место и массовые протесты», – считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Елена Фомичева. В разговоре с «НГ» она отметила, что пока неясно, каков будет внешнеполитический курс страны в случае победы нынешней оппозиции в ходе переговорного процесса.
«При нынешних властях Таиланд имеет неплохие отношения с Китаем и Россией. Что же будет в случае больших изменений во внутренней политике, сказать сложно. При этом туризму пока ничего не угрожает, разве что приезжих к лету будет ждать небольшая въездная пошлина», – говорит эксперт.