Фото Reuters
В американских СМИ не угасают дискуссии вокруг возможного дефолта, который теоретически может произойти к 1 июня. Пока глава Белого дома Джозеф Байден пытался делать вид, что Палата представителей, в которой большинство у республиканцев, должна автоматически поднять потолок госдолга в 31,4 трлн долл., а министр финансов Джанет Йеллен амбициозно запрашивала позволить поднять этот потолок до 50 трлн, республиканцы в лице спикера Кевин Маккарти настаивали на необходимости сокращения расходов. В итоге президенту преждевременно придется вернуться на родину из Японии, но и он, и Маккарти подчеркивают, что дефолта не допустят.
Сотрудники Белого дома и представители лидеров большинства и меньшинства обеих палат Конгресса США продолжают переговоры об увеличении максимально допустимого государственного долга. На последней часовой встрече в Овальном кабинете, на которой присутствовали Байден, Маккарти и лидер демократического большинства в Сенате Чак Шумер была признана продуктивной, но к конечной цели представители двух партий все же не пришли.
Впрочем, потенциально у партий может оказаться чуть больше времени: денег может оказаться достаточно еще примерно до 15 июня. Но и до начала лета ситуацию доводить республиканцы и демократы не хотят, поскольку даже технический дефолт приведет к имиджевым потерям. Поэтому переговоры ведутся практически без остановки.
В целом предъявление условий спикером Палаты представителей – достаточно стандартная процедура, и спекуляции на предмет возможного дефолта к моменту нарастания госдолга до потолка возникают не в первый раз, но конкретно сейчас дискуссия затянулась дольше обычного. Это и понятно: демократы за последние годы значительно увеличили траты и попросили поднять лимит до 50 трлн долл. Республиканцы же требуют сократить бюджетные расходы в 2024 году на 130 млрд долл., доведя их практически до уровня прошлого года, пишет AFP.
В этой ситуации более 140 глав крупнейших компаний США, включая Morgan Stanley и Pfizer, написали совместное письмо, в котором попросили решить проблему как можно скорее.
Желательно это сделать уже на этой неделе, поскольку обе палаты Конгресса будут работать только три дня. У Байдена есть возможность игнорировать потолок госдолга в одностороннем порядке, но он заявил, что такого поворота событий он постарается избежать.
Другое дело, что до последнего момента поведение Байдена выглядело провокационным в стиле его предшественника. Именно в период проведения переговоров президент США отправился в длительное турне.
«Сейчас обе стороны возлагают ответственность за потенциальный дефолт друг на друга. Демократы говорят, что якобы республиканцы обязаны автоматически поднять потолок госдолга, а республиканцы отвечают, что они и не против его увеличить, но хотят более разумного расходования средств, о чем уже приняли законопроект», – отмечает директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что нынешние переговоры проходят в эпоху, когда расходы американского бюджета достигли небывалых размеров.
«С начала правления Барака Обамы госдолг вырос практически в три раза. При этом, несмотря на траты, он считает своим большим достижением то, что финансовый кризис 2008–2009 годов не стал кризисом общенациональным. Население в целом нормально воспринимает увеличивающийся госдолг, особенно когда экономика растет. Но сейчас ситуация несколько иная: инфляция высокая, Уоррен Баффет предупреждает о возможной пятилетней рецессии, а траты баснословны настолько, что бюджет исчерпал свои ресурсы задолго до конца финансового года, то есть октября. И в этих условиях амбиции Йеллен поднять потолок сразу до 50 трлн долл. можно даже считать наглостью», – рассуждает эксперт.
Он высказал мнение, что, хотя требования республиканцев и можно в определенной степени назвать шантажом, они вполне резонны: финансовую дисциплину стране необходимо восстанавливать. Впрочем, им не следует забывать о том, что высокие расходы бывали и при президентах-республиканцах, в частности при Джордже Буше-младшем.