Моди и Зеленский встретились в Хиросиме, но не урегулировали разногласия по кризису в Украине. Фото Reuters
Президент Украины Владимир Зеленский попытался использовать саммит G7 для того, чтобы побудить «глобальный Юг» – развивающиеся страны – отойти от нейтралитета и осудить Россию. Во время первой личной встречи с индийским премьером Нарендрой Моди он предложил свой план мира, предусматривающий восстановление границ 1991 года для Украины. Моди ответил, что конфликт затрагивает все человечество, но позицию Киева не поддержал.
Как передает CNN, на саммите у Зеленского был шанс добиться помощи не только от семи богатых стран, но и от приглашенных в Японию государств, которые не присоединились к санкциям или отказались осудить РФ, в частности от Бразилии, Индонезии, Вьетнама.
В прошлом году Моди на встрече Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане сказал президенту РФ Владимиру Путину, что нужно двигаться дорогой мира. Это на Западе восприняли как упрек Кремлю. Но месяцы спустя Моди стал следовать осторожной линии, не желая ни критиковать Кремль, ни призвать его уйти с украинской территории.
Моди разговаривал с Зеленским по телефону несколько раз, повторяя призыв прекратить военные действия и вступить в диалог. Это не устроило не только Зеленского, но и западных лидеров, которые говорят, что прекращение огня было бы равносильно закреплению аннексированных Москвой земель.
В беседе с «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев отметил: «Моди дал Зеленскому спокойный ответ, выдержанный в духе традиционного баланса политики Индии. Она может оказать только гуманитарную помощь, в том числе через международные агентства. Это означает, что изменений в курсе Индии нет. США хотели бы подключить Индию к своим планам изоляции России с помощью организации Quad (Америка, Япония, Австралия, Индия) и даже внести раскол в объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Но Индия в этих планах участвовать не желает. Она наращивает свою «мягкую силу» в мировых делах. Тем более что Индия стала единственным государством, против включения которого в число постоянных членов Совета Безопасности ООН никто не возражает».
Ведущие СМИ Индии, не жалея эпитетов, рассказывают о том, как западные руководители искали личных встреч с Моди, надеясь на сближение с новой державой мирового уровня. Например, они показали момент, когда Моди обнимался с президентом США Джозефом Байденом. Байден после этого сказал коллеге: вы такая популярная личность, что я прошу вас дать мне автограф. Такие солидные издания, как Hindustan Times, Hindu, не говоря уже о полугосударственных телеканалах, толкуют о том, как жаждали участники саммита лично пообщаться с главой индийского правительства. И случившееся – это еще не все. Премьер прилетит в Папуа – Новую Гвинею на следующем этапе своего зарубежного турне, где его встретит в аэропорту лидер государства. А затем готовится торжественная встреча в Австралии.
Впрочем, дифирамбы не вскружили голову Моди. Он напомнил в Японии, что участие страны в Quad – это вовсе не прихоть. Индия вынуждена искать более тесных оборонных уз с США, их союзниками вследствие осложнений на границе с Китаем. Пекин не желает отказаться от территорий, которые раньше находились под индийским контролем.
Этот неурегулированный спор мешает Дели беспрепятственно выполнить и свои планы в качестве очередного председателя группы G20, куда, напомним, входят не только богатые развитые страны, но и другие крупнейшие экономики мира. Саммит «двадцатки» должен состояться в Дели в сентябре. А 22–24 мая в Шринагаре, главном городе федеральной земли Джамму и Кашмир, пройдет встреча рабочей группы G20 по туризму. Выбор Шринагара, который в колониальную пору служил летней столицей для британских правителей, с точки зрения туризма замечательный. В невыносимо жаркие дни индийского лета в Кашмир, где можно было отдохнуть в прохладе на громадных лодках, курсировавших посреди озера, ехали и чиновники, и состоятельные индийцы. Словом, Кашмир с его мягким климатом и горными пиками – Мекка для туристов.
Но, как передал Reuters, Китай заявил, что твердо выступает против проведения любых встреч G20 на спорной земле и не будет участвовать в мероприятии. Дело в том, что часть Кашмира находится под контролем Индии, а часть – под контролем Пакистана. Иного решения от Китая ждать поэтому было трудно. Ведь КНР – очень близкий партнер Пакистана, почти его союзник.