Противники Биньямина Нетаньяху не зря благодарили Белый дом за отказ приглашать израильского премьера в Вашингтон. Фото Reuters
США намерены подтолкнуть Израиль и Саудовскую Аравию к восстановлению отношений, изменив стимулы примирения. Сделка потребует от Вашингтона отказа от предыдущих подходов к союзникам: если кронпринц Мухаммед бин Сальман добивается уступок в вопросе закупки американских вооружений, то премьер-министр Биньямин Нетаньяху ждет карт-бланша на силовые меры против ядерной инфраструктуры Ирана. Заключить договор президент Джозеф Байден хотел бы до активной предвыборной фазы в США, однако внутриполитическая окупаемость мирного проекта вызывает сомнения.
О сути обновленной мирной инициативы сообщил 12-й канал израильского телевидения. Его источники, знакомые с ходом процесса, фиксируют напряженную атмосферу в продвигаемых США переговорах между Израилем и Саудовской Аравией, которые и без того буксуют на протяжении последних нескольких лет. В рамках диалога к Нетаньяху выдвинули требование навсегда отказаться от плана преобразования юридической системы, призванного сократить полномочия высшей судебной инстанции. Идея частично заморозить реформу, судя по всему, не устраивает Белый дом. В то же время от израильского кабмина ждут начала осязаемого политического процесса с Палестиной, который должен привести к четкому разграничению сфер влияния.
Выполнение условий обеспечит Нетаньяху поддержку со стороны США любых возможных действий против Ирана, который, как сообщило на этой неделе агенство AP, усилил подземную инфраструктуру своих ядерных объектов, чтобы снизить риски в случае авиаударов. Запрос на силовой сценарий, как дал понять глава Генерального штаба Израиля Герци Халеви, растет. «Мы внимательно изучаем, насколько продвинулся Иран в создании своего ядерного потенциала, – сказал он, выступая на конференции в Университете Райхмана в Герцлии. – И видим изменения к худшему. Возможно, нам придется действовать». Вместе с тем, по словам военачальника, его страна замечает «отпечатки пальцев Ирана» на всех конфликтующих с Израилем силах.
В свою очередь, в работе над мирным проектом Саудовская Аравия потребовала от США разморозку тех контрактов по продаже вооружения, которые были приостановлены в первые месяцы президентства Байдена. Вероятно, речь идет о принятом в январе 2021 года решении Белого дома пересмотреть закупки со стороны Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) под предлогом процессуальной проверки. Вместе с тем Эр-Рияд ожидает от союзника заключения договора по типу НАТО, чтобы, как кажется, получить гарантии, что двусторонние связи, особенно в военно-технической сфере, не пострадают из-за критиков королевства в Конгрессе. Параллельно кронпринц настаивает на том, чтобы США помогли ему в развитии гражданского атома.
В минувшем году администрация Байдена уже пыталась стимулировать израильско-саудовское сближение, превратив в залог мирного процесса разрешение территориального спора в Красном море. Так, Белый дом рассчитывал завершить передачу Саудовской Аравии стратегических египетских островов Тиран и Санафир на таких условиях, которые устроили бы Израиль. От формального согласия еврейского государства зависело очень многое, потому что обстановка на этих небольших участках, обладавших туманным статусом, имела прямое отношение к его мирному договору с Каиром. Несмотря на то что проект находился на финальных стадиях согласования, его реализация была поставлена на паузу из-за опасений со стороны Египта.
С того момента саудовский правящий дом успел потерять заинтересованность в формировании блоковых альянсов в противовес Ирану. Именно по такой модели с 2020 года выстраивались мирные сделки арабского мира с Израилем (Авраамовы соглашения). В марте этого года Эр-Рияд продемонстрировал автономное видение концепции региональной безопасности, дав зеленый свет сближению с Тегераном, своим давним соперником. Это, как отмечали израильские обозреватели, обесценило расширение Авраамовых соглашений.
Конечно, конфликтный потенциал в ирано-саудовских связях не исчерпан. Достаточно того, что послом Исламской Республики в Эр-Рияде должен стать Алиреза Энаяти – дипломат, попавший во время службы в Кувейте в пучину шпионского скандала, связанного с поддержкой местных экстремистских ячеек шиитского толка. Однако мартовская сделка с Тегераном, подписанная в Пекине, все-таки дала королевству ощутимую маневренность в торге с Израилем и США.
Израильские чиновники считают, что обновленный проект нормализации изменит для их страны правила игры в сфере безопасности. Однако для этого Нетаньяху будет необходимо уступить Белому дому. Согласно опросу, проведенному Институтом свободы и ответственности при Университете Райхмана, около 60% американцев поддерживают необходимость существенного пересмотра отношений с Израилем в случае, если юридическая реформа будет претворена в жизнь. Несмотря на то что между республиканцами и демократами по этому вопросу существуют заметные разногласия, в целом респонденты считают, что функциональность демократической системы в Израиле – это важный залог поддержания контактов с США.
В частных беседах американские официальные лица дают понять, что Байден хотел бы финализировать амбициозную мирную сделку между Израилем и Саудовской Аравией в течение шести-семи месяцев – до того, как подготовка к выборам-2024 поглотит существенную часть его повестки. Но конвертация этого проекта в голоса выглядит сомнительной идеей. Заигрывание с Нетаньяху и кронпринцем Мухаммедом – «последнее, что хочет видеть большинство» представителей Демократической партии, отмечает журнал Responsible Statecraft. По оценкам его экспертов, нормализация ударит по интересам палестинского населения, а согласно проведенному в этом году опросу Gallup, 49% демократов больше симпатизируют Палестине.
«Байден совершенно не идет в ногу с большей частью своей партии в этом вопросе», – констатируют исследователи, подчеркивая, что прогрессистская группа демократов и без того с негодованием смотрит на внешнеполитические инициативы Байдена.