С улиц многих ливийских городов до сих пор не выведена военная техника. Фото со страницы Libya Update в Twitter
Президентские и парламентские выборы в Ливии могут состояться в начале 2024 года. Об этом сообщил Объединенный комитет «6+6», в который входят представители базирующегося на западе страны Высшего государственного совета и Палаты представителей (восточного парламента) после состоявшихся в марокканском городе Бузника консультаций по подготовке окончательного варианта конституционной основы для проведения всеобщих выборов.
По заявлению комитета, который приводит вещающий из Дубая телеканал Al-Hadath, достигнута договоренность об избрании главы государства. «Выборы пройдут в течение 240 дней с момента принятия соответствующего законодательства, они могут состояться в начале следующего года», – проинформировал комитет. Кроме того, было принято решение о том, что президентские и парламентские выборы будут проводиться одновременно.
За 12 лет, прошедших с момента свержения Муаммара Каддафи, тема выборов в Ливии набила оскомину. Несмотря на бесконечные заверения лидеров множества военно-политических группировок об их стремлении как можно скорее провести выборы и создать сильные органы власти, которые были бы способны положить конец раздробленности и начать процесс возрождения некогда вполне благополучной страны, ничего толкового у ливийцев на выходило.
Еще в июле 2017 года многим казалось, что выборы можно было провести в течение нескольких месяцев. Эти надежды были подкреплены в мае 2018-го, когда предварительная дата голосования была назначена на 10 декабря того же года. Но каждый раз выборы откладывались или отменялись по самым разным причинам, в том числе из-за нежелания удельных князьков покончить с накрывшей страну анархией. Так было легче сохранять свою власть и безнаказанно грабить страну.
В конце зимы 2019 года в Абу-Даби была предпринята очередная попытка преодолеть разногласия и провести выборы. В тот раз их проведению помешал начатый в апреле того же года поход главкома Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара на Триполи с целью свержения сколоченного Западом Правительства национального единства Фаиза Сараджа. Осада Триполи продолжалась более года и закончилась военным вмешательством Турции. С помощью ее армии и протурецких сирийских боевиков Хафтару было нанесено поражение, а его ЛНА отброшена от стен Триполи к Сирту.
Такая ситуация привела к отставке в марте 2020 года спецпосланника ООН по Ливии, ливанского дипломата Гасана Саламе. Под временным руководством американки Стефани Уильямс Миссия ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) сосредоточила усилия на содействии инклюзивному диалогу между различными группировками. Эти усилия материализовались к концу 2019 года в виде ливийского форума политического диалога. Его главная цель заключалась в том, чтобы достичь консенсуса в отношении единой структуры управления, которая бы вела к общенациональным выборам в кратчайшие сроки.
Предварительной датой голосования было назначено 24 декабря 2021 года. Но при этом не уточнялось, будут ли выборы президентскими, парламентскими или и теми, и другими. Кроме того, не был подготовлен закон о выборах и, что еще важнее, не было Конституции, не говоря уже о том, какими полномочиями будут обладать президент и парламент и даже кто может баллотироваться на выборах и каким требованиям он должен отвечать.
Нация к тому времени была разделена глубокой пропастью между Палатой представителей во главе с Агилой Салехом на востоке и сформированным на западе страны в марте 2021 года правительством под руководством Абдель Хамида Дбейбы. Он должен был довести страну до выборов, а затем уступить место новой администрации. Поскольку к дате предполагаемых выборов не были готовы ни списки кандидатов, ни соответствующие законы, долгожданное голосование не состоялось, несмотря на почти 3 млн зарегистрированных избирателей.
В довершение ко всему премьер-министр категорически отказался уходить в отставку, что вызвало гнев со стороны парламента, который назначил в знак протеста бывшего министра внутренних дел Фатхи Башагу новым главой правительства. Впрочем, спор между Башагой и Дбейбой ни к чему не привел. В Ливии на несколько месяцев установилось очередное двоевластие. Международное сообщество в такой обстановке фактически у самоустранилось от решения спора между двумя главами кабинетов министров. Только 16 мая 2023 года Палата представителей своим решением отстранила от должности Башагу и постановила провести в отношении него расследование по поводу неисполнения своих обязанностей.
Пока на словах все выглядит довольно гладко. Тем не менее никакой уверенности, что страна сумеет должным образом подготовиться к выборам и провести их, ни у кого нет. Ведь до сих пор ливийцы так и не удосужились создать конституционную базу. По-прежнему нет законов, которые бы определяли требования к тем кандидатам, которые будут баллотироваться как в парламент, так и на высшие государственные должности. Нет ясности и в отношении полномочий президента страны.
Единственное, чего удалось добиться новому спецпредставителю генсека ООН по Ливии и главе МООНПЛ Абдулайю Батили, так это уговорить ливийцев принять законодательный документ, так называемую 13-ю поправку о назначении совместной комиссии «6+6» для обсуждения законов о выборах. А вот как долго они будут обсуждать эти законы и смогут ли в результате принять их, до сих пор большой вопрос. Не исключено также, что многие политики, племенные вожди или полевые командиры будут попросту симулировать сотрудничество с той же ООН, чтобы сохранить свои более или менее хлебные должности и не рисковать ими на выборах.