Впервые в истории Турции исход выборов зависит от второго тура. Фото Reuters
Второй тур президентских выборов в Турции завершился. На момент подписания номера подсчет голосов не закончен. Но по публикуемым данным, велика вероятность, что Реджеп Тайип Эрдоган победил оппозиционера Кемаля Кылычдароглу. Если так и произойдет, это означает, помимо всего прочего, что политика страны в отношении РФ и ее конфликта с Украиной существенно не поменяется.
Впервые в истории Турции страна выбирала президента в два тура. В первом, прошедшем 14 мая, разница в поданных голосах между двумя ключевыми кандидатами была небольшой. За Эрдогана проголосовало 49,52% (то есть до получения половины голосов, необходимых для победы, ему не хватило чуть-чуть), за Кылычдароглу – 44,88%. Однако этап между двумя турами с большим основанием мог записать в свой актив действующий президент, нежели его оппонент. Эрдоган заручился поддержкой третьего кандидата на выборах – Синана Огана, набравшего в первом туре 5,17% голосов. Сторонники президента рассчитывали, что этого хватит для конечной победы. Ведь во втором туре победитель определяется простым большинством голосов.
Данные по явке, поступавшие в течение дня, вроде бы подтверждали опасения противников Эрдогана. Результаты первого тура свидетельствовали о том, что Турция в отношении к президенту четко разделилась по этногеографическому признаку. Кылычдароглу победил на Средиземноморском побережье и в трех «столицах» – Стамбуле, Измире и Анкаре. За него проголосовали также курдские районы, хотя явка там оказалась куда меньше, чем ожидала оппозиция. А за Эрдогана отдал голоса «глубинный народ»: Черноморское побережье и внутренние районы Анатолии с консервативным суннитским населением. По ходу голосования во втором туре поступали данные о том, что как раз в районах, поддержавших Кылычдароглу, избиратели шли на участки не так активно, как 14 мая.
В первом туре явка составила сумасшедшие 87%. Во втором она, вероятно, будет меньше. В Стамбуле голосовал Эрдоган. Кстати, он решил повториться: как и 14 мая, президент раздавал на своем участке деньги. И тогда, и сейчас Высший избирательный совет (центризбирком) Турции не счел это грубым нарушением закона: банкноты Эрдоган совал не родителям, а их несовершеннолетним детям. Опять получился небольшой намек на то, что президент, если ему понадобится, может обойти закон, ничего формально не нарушив.
Претензии по части соблюдения законодательства выдвигались и Кылычдароглу. Провластный портал Haber-7 сообщил, что штаб оппозиционера в городе Бурса, рассылал агитационные сообщения через смс. Но глава Высшего избирательного совета Ахмет Енер сразу же после закрытия избирательных участков заявил: «Никаких негативных событий, способных повлиять на процесс голосования, не было зарегистрировано». Имеются лишь отдельные жалобы, которые отправлены на рассмотрение местных избиркомов.
Нарекания к процессу волеизъявления есть в разных районах страны. Значительная часть из них относится к населенному курдами юго-востоку, где сильны позиции Демократической партии народов. Она призвала своих избирателей не поддерживать Эрдогана. Старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Виктор Надеин-Раевский в комментарии «НГ» тем не менее замечал, что не стоит преувеличивать антипатии курдов к действующему президенту. «Он слишком хорошо себя вел по отношению к курдам по сравнению с другими правителями республиканского периода», – сказал эксперт. Стоит напомнить, что до терактов, прокатившихся по стране в 2015 году (в них власти обвинили Курдскую рабочую партию), «курдский фактор» в целом работал на Эрдогана. Воспоминания о тех временах, когда президент делал намеки, что может отказаться от жесткой ассимиляторской политики, которой десятилетиями придерживаются руководители Турции, до сих пор живы.
Предварительные результаты стали публиковаться через час после закрытия избирательных участков. При подсчете 42% бюллетеней лидировал Эрдоган. Он набирал 57%, а его соперник – 42%. Эрдоган выигрывал в Анкаре. А его противник - в Стамбуле и Измире. И Эрдоган, и Кылычдароглу призвали своих наблюдателей не уходить с избирательных участков и ждать окончания подсчета голосов. Праздновать или протестовать, пока хотя бы предварительные итоги выборов не подведены, не призывали ни тот ни другой.
Надеин-Раевский полагает, что, после того как президент заручился поддержкой Огана, его победа стала более вероятной, чем успех Кылычдароглу. «Конечно, турецкий избиратель – вещь в себе, поэтому прогнозы не всегда сбываются. Тем не менее я еще до выборов был уверен, что Эрдоган победит, потому что я уверен в главном: он не собирается отдавать власть. Если бы результаты выборов как-то не так сложились, он бы придумал что-то еще, лишь бы удержаться у руля страны», – считает эксперт.