Президент Венгрии Каталин Новак перепутала паломничество и политическую трибуну. Фото с сайта www.sandorpalota.hu
Визит президента Венгрии Каталин Новак в соседнюю Румынию мог улучшить отношения двух стран, но вместо этого привел к противоположному результату. Действия главы соседнего государства в Бухаресте расценили как намек на территориальные претензии. Не исключено, что венгерский президент, а точнее, фактический руководитель Венгрии премьер-министр Виктор Орбан умышленно провоцирует обстановку, с тем чтобы в торге с Евросоюзом у него появился дополнительный аргумент.
К дипломатическим осложнениям привел вроде бы не предвещавший скандала вояж. Новак как частное лицо совершила паломничество в Трансильванию (часть Румынии, населенная секеями – этнической группой венгров) по случаю католического Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). Этот праздник в Венгрии популярен. В этот день уже почти полтысячи лет венгры совершают паломничество в святилище Шумулеу-Чук на окраине города Меркуря-Чук. Здесь, у подножия горы Сомлио, находится статуя Девы Марии с младенцем Иисусом на руках – одна из главных святынь католиков-венгров. Новак – ревностная католичка, поэтому такого рода вояж никого бы не удивил, если бы не один нюанс. В ходе паломничества, в котором приняли участие почти 300 тыс. человек, Новак заговорила о «единстве венгров». А потом в соцсети привела строку из гимна секеев: «Не дай Трансильвании погибнуть, Господи наш!»
Данное произведение в Румынии отнюдь не запрещено. И все же напоминание о нем со стороны президента Венгрии выглядит двусмысленно. Все-таки в гимне нигде не упоминается, что Трансильвания – это часть Румынии. Напротив, подчеркивается: «...пока мы живем, мы – венгры», а сама земля секеев называется «венгерским краем». Поэтому МИД Румынии связался с венгерским послом. Ему был выражен протест. «Несмотря на неоднократные призывы румынской стороны к проявлению сдержанности в публичных высказываниях в ходе частных визитов венгерских официальных лиц и политиков в Румынию, в контексте визита в эти дни были сделаны неадекватные публичные высказывания, в том числе касающиеся исторического региона Румынии», – говорится в сообщении румынского внешнеполитического ведомства.
Особую сложность данной ситуации придает то, что визит Новак состоялся на фоне конфликта Венгрии и руководства ЕС. Брюссель и Будапешт, Еврокомиссия и Орбан спорят о судьбе 12 млрд евро от Евросоюза. Эти средства должны быть переданы Венгрии только после того, как там будут проведены реформы, серьезно ограничивающие возможности премьер-министра влиять на экономику и политику страны. Очередная инспекционная поездка депутатов Еврокомиссии в Будапешт и их переговоры с венгерскими властями окончились взаимными претензиями. Орбана обвинили в нежелании идти навстречу ЕС, а тот упрекнул власти Евросоюза в предвзятости. Невольно напрашивается предположение, что венгерский премьер-министр решил умышленно обострить отношения с Румынией. Ведь таким образом можно создать новый повод для торга с Брюсселем. Все-таки территориальные споры в ЕС – это меньшее, что нужно Евросоюзу. Один намек на них, по идее, должен вызвать сильнейшее беспокойство в Еврокомиссии.
«Спор из-за Трансильвании идет уже 100 лет, со времен окончания Первой мировой войны, после того как по Трианонскому договору 1920 года большая часть территорий, населенных венграми, была передана ее соседям, в том числе румынам. Во времена Чаушеску применялись различные меры, чтобы не допустить консолидации венгров, в частности менялись избирательные округа. Орбан же националист, для которого все венгры являются частью нации вне зависимости от территории проживания. Но все равно говорить о том, что Будапешт реально претендует на эти территории, просто смешно», – считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
В разговоре с «НГ» он пояснил, что своеобразный нынешний конфликт между Бухарестом и Будапештом можно назвать скорее борьбой за символы, которая серьезные последствия вряд ли повлечет.
«Румыния все равно реагирует на такие инциденты болезненно, даже несмотря на то что территориальный вопрос и так разрешен и прописан в договорах», – отмечает эксперт.