Фото Reuters
Третье с начала года турне по странам Африки совершает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Так часто глава российского внешнеполитического ведомства регион еще не посещал. Однако ситуация обязывает: в июле в Санкт-Петербурге пройдет саммит «Россия–Африка». А в августе в Йоханнесбурге состоится встреча лидеров БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, Китай, Южная Африка). Пока власти ЮАР дают весьма не ясную информацию относительно того, смогут ли они гарантировать безопасность Владимиру Путину, если он приедет на саммит лично.
Контакты России с Африкой развиваются в полном соответствии с новой Концепцией внешней политики, утвержденной 31 марта. В ней Черный континент рассматривается в качестве одного из альтернативных Западу центров силы. Как сказано в документе, «Российская Федерация намерена способствовать дальнейшему становлению Африки в качестве самобытного и влиятельного центра мирового развития». Собственно, на это во многом и были нацелены два зимних турне Лаврова. В январе он посетил ЮАР, Эсватини (бывший Свазиленд), Эритрею и Анголу, в феврале – Мали, Мавританию и Судан. Большую часть из этих государств относят к числу, как минимум с пониманием относящихся к нынешнему внешнеполитическому курсу РФ. Эритрею и Мали и вовсе, пусть и с некоторыми оговорками, можно назвать единомышленниками Кремля, по крайней мере в оценке конфликта Украины и РФ.
Сейчас же турне Лаврова началось с посещения Кении, чье руководство традиционно поддерживает весьма хорошие отношения с США. Не далее как в феврале кенийский представитель проголосовал в Генассамблее ООН за резолюцию, осуждающую действия РФ в Украине. Нынешний президент Кении Уильям Руто избрался главой государства в прошлом году, обойдя убежденного социалиста, получившего образование в ГДР Райлу Одингу. Однако это не помешало ему провести продуктивные переговоры с Лавровым. Было объявлено о намерении заключить торговое соглашение, касающееся сотрудничества частного бизнеса двух стран. На совместной пресс-конференции Лавров сообщил, что в кенийский порт Момбаса на днях прибудет российский груз – 30 тыс. т удобрений. Он безвозмездно передается Кении. Дело в том, что Владимир Путин ранее объявил о готовности передать беднейшим странам Африки российские удобрения – те, что были заблокированы в портах ряда стран Евросоюза. В общей сложности речь идет, как информировал ранее МИД РФ, о 262 тыс. т. А 30 тыс. т прибывает из Риги на судне, зафрахтованном Продовольственной программой ООН.
«В целом работа сейчас ведется по проведению африканского саммита, и для России важно, чтобы на него приехало как можно больше участников. Приезд кенийских представителей был бы очень кстати. Это даже при том, что страна издавна была под западным влиянием и сейчас со стороны США на нее оказывается определенное давление. В Кении присутствуют российские компании, есть также связи в сфере коммуникаций и проекты по агротехнологиям. Правда, минеральных ресурсов здесь немного», – сказал «НГ» член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН Леонид Фитуни.
Следующая страна в маршруте Лаврова – Бурунди. Туда он прибыл во вторник. Министр иностранных дел Бурунди Альбер Шингиро назвал визит Лаврова историческим. Глава МИД РФ, в свою очередь, позитивно оценил ход переговоров двух стран в целом ряде областей и сообщил, что соглашение по использованию мирного атома находится в финальной стадии согласования. В Бурунди планируют построить с помощью России первую АЭС. Учитывая, что уровень электрификации страны крайне низок, это для нее очень важно.
В разговоре с «НГ» Фитуни отметил, что Бурунди, считаясь бедной страной даже по меркам Африки, занимает стратегически важное положение на континенте. «Бурунди является соединяющим логистическим центром. Этот потенциал используется Россией не в полной мере. Бурунди также известна тем, что находилась под санкциями. Хотя страдала от них она не слишком сильно», – напоминает эксперт. США ввели санкции против Бурунди в 2015 году, после того как президент Пьер Нкурунзиза незаконно, по мнению оппозиции и Вашингтона, избрался на третий срок. Отношения с США наладились только после того, как бурундийский президент в 2020 году скончался от коронавируса.
После Бурунди Лавров приедет в Мозамбик, а финальной точкой его турне станет ЮАР. Здесь в Кейптауне 1–2 июня он примет участие во встрече глав МИД стран БРИКС. Она предваряет саммит организации, который будет 22–24 августа в Йоханнесбурге. Возможно, на этой встрече и прояснится окончательно, сможет ли Путин приехать в ЮАР, не опасаясь, что власти страны выполнят ордер на арест Международного суда в Гааге. Пока имеющиеся разъяснения на этот счет никак нельзя назвать исчерпывающими. Во вторник МИД ЮАР выпустил не очень ясное сообщение для СМИ. В нем говорится, что встрече и саммиту будет предоставлен иммунитет от юридического преследования. Но при этом подчеркивается, что он не действует «для конкретных лиц». Иммунитеты «предназначены для защиты мероприятия и его участников от юрисдикции принимающей страны на время проведения мероприятия. Эти иммунитеты не имеют силы над любым ордером, который мог быть выдан каким-либо международным трибуналом в отношении любого участника мероприятия», утверждается в сообщении. В связи с этим пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову был задан вопрос на брифинге о формате участия Путина в саммите. Он ответил, что Россия в Йоханнесбурге будет представлена на должном уровне. «По всем деталям мы вас сориентируем», – заверил Песков.
***За перемещениями главы российского МИДа следили и авторы общественно-политических Telegram-каналов. «С начала года Лавров посетил уже 8 африканских стран и в скором времени посетит еще несколько, - констатирует «Мейстер». - Это отчетливо демонстрирует важность разворота России к глобальному Югу и серьезную подготовку к грядущему саммиту Россия-Африка. Однако все эти встречи не только про экономику: для той же Кении сотрудничество с Россией принципиально важно, ведь в условиях глобального кризиса поставки продовольствия и удобрений из России обещают стране политическую стабильность (там уже были протесты из-за роста цен). Кроме того, не все страны Африки, несмотря на распространенные там антизападные и антиколониальные нарративы, поддержали Россию в ООН. В отличие от той же Эритреи или Мали, Кения голосовала за антироссийскую резолюцию по Украине. То есть эта встреча является еще и возможностью лучше объяснить нашим партнерам, почему Запад не прав в сложившемся конфликте, и почему поддержка России представляется делом не только более справедливым, но и перспективным в плане развития взаимовыгодного сотрудничества».