Мадуро на переговорах с Лулой объявил о начале новой эры в отношениях двух государств. Фото Reuters
После примирения с Колумбией Николас Мадуро добился еще одной дипломатической победы в Латинской Америке. Он посетил Бразилию, страну, которая много лет занимала наиболее жесткую позицию в отношении венесуэльского президента. Его тепло принял недавно избранный президент Луис Инасиу Лула да Силва. Накануне их переговоров он выразил поддержу Мадуро. Лула даже намекнул на то, что он бы хорошо отнесся к вступлению Венесуэлы в БРИКС. Правда, по мнению экспертов, это маловероятно. Экономическая слабость Венесуэлы очевидна. А ее отношения с Западом, несмотря на позитивную динамику, все еще оставляют желать лучшего.
Венесуэльский лидер, много лет находившийся на положении политического изгоя в Латинской Америке, последовательно выходит из изоляции. Ему помогает смена первых лиц в руководстве стран, которые стояли в авангарде противостояния властям Боливарианской Республики. После того как в прошлом году президентом Колумбии стал Густаво Петро, была прекращена многолетняя холодная война двух стран-соседей. Теперь настал черед Бразилии.
Еще год назад визит Мадуро в эту страну был абсолютно немыслимым. В последний раз туда он приезжал в 2015 году, когда президентом Бразилии была Дилма Русеф – однопартийка Лулы, как и он, входившая в социалистическую Партию трудящихся. Однако потом ее сменил правый политик Темер Мишел, при котором взаимоотношения Венесуэлы и Бразилии заметно ухудшились. А когда президентские выборы в 2019 году выиграл Жаир Болсонару, две страны оказались чуть ли не на грани военного конфликта. Во всяком случае, в западной прессе всерьез обсуждался вариант интервенции в Венесуэлу с участием коалиции, ведомой Бразилией. Подобно многим другим союзникам Вашингтона, Болсонару безоговорочно признавал главой Венесуэлы Хуана Гуайдо, а Мадуро именовал не иначе как диктатором.
И вот в прошлом году все поменялось и в Венесуэле, и в Бразилии. Отношения США и Мадуро начали постепенно налаживаться, теперь уже бывший председатель Национальной ассамблеи Гуайдо потерял всякое влияние в венесуэльской оппозиции. А в Бразилии в октябре Болсонару проиграл президентские выборы. Лула, правивший страной с 2003 по 2011 год, вновь вернулся в президентское кресло, пообещав продолжить левый курс во внешней и внутренней политике. Визит Мадуро подтвердил, что глава Бразилии намерен сдержать свое слово.
Встреча двух президентов прошла в исключительно теплой обстановке. На ней Мадуро объявил свой визит началом новой эры в двусторонних отношениях и заверил своего коллегу, что Венесуэла открыта для бразильских инвесторов. Лула же, со своей стороны, раскритиковал американские санкции в отношении Каракаса, назвав их авторитарными. Впрочем, больше Вашингтона от бразильского лидера досталось Болсонару. Его Лула раскритиковал за «сделанные ошибки» в отношении Мадуро. «Я всегда считал абсурдным, что люди, защищающие демократию, отрицают, что вы являетесь президентом Венесуэлы, избранным народом», – сказал бразильский лидер.
Самой же интригующей частью переговоров стало заявление Мадуро на совместной с Лулой пресс-конференции. «Если нас спросят, хочет ли Венесуэла когда-нибудь стать частью БРИКС – да, мы хотим стать скромной частью БРИКС и идти в ногу с меняющимся геополитическим устройством», – сказал венесуэльский президент. Судя по словам Лулы, он в принципе готов поддержать венесуэльскую заявку на вступление в этот международный клуб.
«В политической сфере отношения, безусловно, улучшаются. Собственно, альтернативы этому и нет. Отношения двух стран стали хуже еще при Темере Мишеле, а хуже, чем при Болсонару, их и быть не могло», – отметил в разговоре с «НГ» директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец. Степень идеологической близости двух президентов, по его мнению, не стоит преувеличивать. Все-таки Лула, хоть и называл Гуайдо узурпатором, вместе с тем дал понять, что согласен с Мадуро не во всем.
Но венесуэльской лидер сейчас и не ждет от Бразилии идеологически мотивированного союзничества. Ему важнее экономические связи.
«За последние годы торговый оборот между странами сократился до уровня менее 2 млрд долл., хотя этот показатель ранее составлял 6,6 млрд долл. Но Венесуэле сейчас важнее не столько торговля, сколько деньги. Стране нужно перезапускать нефтяную промышленность. На это ей требуется около 25 млрд долл. в течение двух лет и потом по 5 млрд долл. в год в течение 10 лет. Покрыть хотя бы часть этих расходов с помощью бразильских инвесторов Каракасу очень хотелось бы. Также бразильцы сами добывали нефть на шельфах и могли бы поделиться технологиями», – поясняет эксперт.
В этих условиях прием Венесуэлы в БРИКС выглядит маловероятным, и соответствующее заявление Мадуро кажется риторическим приемом, данью вежливости хозяину саммита. «В общем-то, Лула так это и понял. Он дал ответ довольно уклончиво, заявив, что одобрит шаг в случае официальной заявки, которой пока нет», – говорит Хейфец.