Внимания к проблемам рохинджа все меньше, а самих проблем все больше. Фото Reuters
Специальный докладчик ООН по вопросам крайней нищеты и прав человека Оливье де Шуттер дал интервью британской Guardian о положении бежавших от преследований из Мьянмы в Бангладеш беженцев. Потерявшие родину рохинджа, изначально оказавшиеся в трудной ситуации обустройства в стране, которая сама относится к числу беднейших в мире, теперь рискуют оказаться в еще более плачевном положении. С начала конфликта в Украине финансирование продовольственных программ сокращается, а с учетом инфляции помощь становится все менее весомой. Однако более тревожной проблемой является то, что беженцы не имеют работы и перспектив ее получения, что ставит под угрозу будущее их и их детей.
Порядка миллиона беженцев рохинджа живут в Бангладеш, в основном в окрестностях небольшого города Кокс Базар, указывает британское издание. Стоит отметить, что прибрежные места пребывания беженцев зачастую крайне опасные: водная стихия способна снести целые лагеря хрупких временных жилищ и унести человеческие жизни. Это касается, кстати, не только Бангладеш, но и Мьянмы, где часть рохинджа все-таки остались. Например, в середине мая на Ракхайн, штат, где проживают рохинджа, обрушился циклон «Мокко», из-за которого погибли десятки людей (см. «НГ» от 16.05.22).
Что касается беженцев, то их положение де Шуттер, повидавший многое за годы работы в гуманитарной сфере и недавно вернувшийся из Кокс Базара, описал как «абсолютно ужасное». Он отметил, что из-за множащихся кризисов по всей планете благотворители уже не в состоянии выделять прежние объемы средств на помощь рохинджа: недавно было анонсировано урезание Продовольственной программы ООН. При этом помогать из-за инфляции на продукты питания становится все тяжелее.
Так продовольственный кризис и глобальное потепление, из-за которого повышается количество природных катаклизмов, вместе бьют по и так оказавшимся в тяжелом положении беженцам. Но главной проблемой рохинджа де Шуттер считает «праздный» образ жизни. Беженцам попросту нечем себя занять в условиях массовой безработицы. Есть угроза нарастания криминала. Детям трудно обучаться и обеспечивать себе хоть какое-то достойное будущее. Причем образование в мусульманских школах считается более качественным (см. «НГ» от 03.12.19).
К Бангладеш отношение беспокоящихся о судьбе рохинджа двоякое. С одной стороны, и так небогатая страна с проблемой перенаселения, практически более острой, чем в Индии, беженцев приняла. Но с другой – участие в их судьбе не столь активно, как хотелось бы. Власти страны не способствуют получению работы, опасаясь того, что беженцы захотят обосноваться в стране надолго, утверждает де Шуттер.
В итоге в общество рохинджа не интегрируются, а жить их отправляют зачастую в подверженные рискам районы. Самая известная история – отправка рохинджа на необитаемый ранее остров Бхасан Чар, особо уязвимый для воды. Несмотря на протесты правозащитников, беженцев все-таки стали туда отправлять, год назад число обитателей острова достигло 28 тыс. Изначально же в Дакке планировали переселить на небольшой остров 100 тыс. беженцев.