Самой интересной из кадровых перестановок может оказаться выдвижение главы Национальной разведывательной организации Хакана Фидана на пост вице-президента. Фото Reuters |
Церемония инаугурации турецкого президента, вероятно, состоится до конца недели. Как заявил источник ТАСС в Анкаре, Высшая избирательная комиссия должна объявить окончательные результаты выборов главы государства 1 июня. «Тогда господин президент Эрдоган принесет присягу в парламенте 3 июня. В тот же день в президентском комплексе пройдет инаугурация господина президента. После церемонии он объявит новый состав кабинета министров», – сообщил собеседник агентства. Согласно этой информации, затем последуют первые после переизбрания зарубежные визиты. В графике Эрдогана – посещение Азербайджана и не признанной международным сообществом Турецкой республики Северного Кипра.
Издание «Хюрриет» отмечает, что в результате перестановок состав кабмина скорее всего почти полностью обновится. Остаться, как ожидается, могут только министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и министр национальной обороны Хулуси Акар. Но самым неожиданным назначением, по оценкам газеты, может оказаться приход главы MIT в правительство. По одной версии, Фидан может обрести контроль над МВД или МИДом, по другой – стать человеком «номер два» в структуре исполнительной власти, получив должность вице-президента, курирующего вопросы в сфере безопасности. Иными словами, есть предположения, что глава шпионского агентства сконцентрирует в своих руках новые рычаги влияния.
Стремительное возвышение Фидана принято связывать с возникшей после путча 2016 года политической реальностью, когда ресурсы разведки понадобились Эрдогану для зачистки «параллельного государства» – оппозиции внутри армии. В последние годы Эрдоган передал руководителю MIT широкие полномочия на критически важных для Турции фронтах. Он курировал ливийскую кампанию, Ирак и пока не завершившийся процесс примирения с официальным Дамаском. Отдельное поле его работы – развернувшееся в том числе за рубежом преследование сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена, экс-соратника Эрдогана. «Он мой хранитель секретов, он хранитель государственных секретов», – говорил турецкий лидер о руководителе MIT.
Фидан давал понять, что у него есть желание уйти в большую политику. В начале 2015 года он произвел общественный фурор, подав в отставку с поста главы MIT, чтобы баллотироваться в Великое национальное собрание (парламент) Турции. Несмотря на то что занимавший на тот момент пост премьер-министра Ахмет Давутоглу приветствовал такое решение, Эрдоган публично выразил недовольство. «MIT – это не обычное учреждение, это важнейшее учреждение турецкого государства», – говорил он журналистам, выражая сожаление, что Фидан ослушался рекомендаций на эту тему. Так или иначе, но некоторое время спустя глава MIT решил отказаться от участия в выборах и вернуться в разведывательное ведомство.
Есть точка зрения, что амбиции Фидана выходят за рамки министерских полномочий. В 2022 году французский портал Intelligence online, занимающийся связанными с разведсообществом вопросами, отмечал со ссылкой на свои источники, что талантливый бюрократ, «методично посягающий на сферу влияния военного и дипломатического корпуса» Турции, никогда не отказывался «от собственных политических устремлений», масштаб которых, как обратили внимание собеседники Intelligence online, вызывает тревогу у представителей ближайшего окружения президента. Не исключено, что некоторые видят в нем потенциального участника транзита власти, о котором в эти годы стали говорить в связи со слухами по поводу здоровья Эрдогана.
Как отмечает «Хюрриет», внутри турецкого истеблишмента долгое время шли разговоры об усилении фигуры вице-президента, и передача этого кресла человеку, занимающемуся вопросами безопасности, выглядит логично.
Впрочем, в разговоре с «НГ» преподаватель Оксфордской школы глобальных и региональных исследований (OSGA) Димитар Бечев поставил под сомнение масштаб возможного кадрового решения по Фидану. «Он является доверенным лицом Эрдогана. Это не серьезное изменение – это просто признание важности», – пояснил эксперт.
Старший корреспондент проекта Al-Monitor Амберин Заман заметила в беседе с «НГ», что Фидан является незаменимой фигурой для Эрдогана и его системы. «Несмотря на то что ему могут дать этот дополнительный титул, я считаю крайне маловероятным, что Фидана освободят от разведывательных обязанностей», – пояснила она, обратив внимание на то, что у главы MIT есть право голоса во внешней политике в тех вопросах, которые ему делегированы.
Однако, комментируя проблему транзита власти, Заман напомнила, что Эрдоган никогда не попирал интересы собственной семьи. «Человек, которого преподносят как преемника, – и это очень правдоподобно, – его младший зять Сельджук Байрактар. Голова, которая стоит за производством беспилотников, – владелец компании Baykar. Он женат на любимой дочери Эрдогана, очень умной и влиятельной Сумейе», – отметила собеседница «НГ».