Силы KFOR по-прежнему охраняют от сербов здания органов власти в четырех муниципалитетах Косово. Фото Reuters
Переговоры, в результате которых, возможно, разрешится кризис в Косово, пройдут в понедельник и вторник в Белграде. Туда прибывают спецпредставители ЕС и США. С ними встретится президент Сербии Александар Вучич. Запад готов пойти на отмену результатов выборов в сербских районах частично признанного Косово и распустить органы власти, сформированные там косовскими албанцами.
Приезд спецпредставителя ЕС Мирослава Лайчака и спецпредставителя Госдепа США Габриэля Эскобара анонсировал на сербском телеканале TV Prva сам Вучич. После окончания переговоров с этими двумя чиновниками он встретится с лидерами сербской общины севера Косово – представителями партии «Сербский список».
Вучич не стал конкретизировать, что будет предложено его косовским соотечественникам. Он лишь обратил внимание на то, что переговоры в Белграде станут кульминацией его дипломатических усилий за последнюю неделю. Вучич обсуждал ситуацию в Косово и с Госдепом США, и с европейскими лидерами. Ради беседы с последними президент Сербии посетил саммит Европейского политического сообщества в Кишиневе.
И все же контуры договоренности, которую планируется достичь 5–6 июня в Белграде, известны. О том, что планируется предложить сербам и албанцам, говорят сами представители властей стран Запада. И эти предложения – то, что, по идее, должно устроить Белград.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель поместил в соцсетях отчет о своих беседах в Кишиневе с Вучичем и президентом Косово Вьосой Османи, а также их переговорах там же, в молдавской столице, с канцлером Германии Олафом Шольцем и президентом Франции Эмманюэлем Макроном. «У нас есть три четких требования: немедленно провести новые местные выборы, обеспечить участие косовских сербов в избирательном процессе, начать работу по созданию Сообщества муниципалитетов с сербским большинством в рамках диалога под эгидой ЕС», – написал в Twitter глава европейской дипломатии.
Это полностью соответствуют тому, чего добивается Белград. Напомним, что нынешний кризис в частично признанном государстве начался с решения премьер-министра Косово Албина Курти переизбрать власти четырех муниципалитетов с сербским населением (см. «НГ» от 29.05.23). Выборы были проведены несмотря на протесты и местных сербов, дружно отказавшихся в них участвовать, и Белграда. Получившиеся органы власти почти полностью состояли из албанцев, которых в четырех муниципалитетах подавляющее меньшинство. Неудивительно, что, когда косовские власти попытались силой вселить новое начальство в административные здания, это в итоге привело к столкновениям сербов с военными НАТО из миссии KFOR, отвечающими, по мандату ООН, за обеспечение безопасности в зоне албанско-сербского конфликта.
Видимо, в Приштине рассчитывали, что, как в былые годы, Запад займет его сторону. Тем более что Вучич сейчас находится в сложном положении: в Белграде уже не первую неделю идут митинги оппозиции с требованием его отставки. Наконец, есть давление Запада. Тот же Боррель выражал недовольство в связи с тем, что Сербия отказывается присоединиться к санкциям против РФ.
Однако теперь Запад однозначно дал понять, что не позволит властям Косово воспользоваться в своих целях нынешними претензиями к Вучичу. «Премьер Косово Албин Курти в одностороннем порядке решил, что албанские мэры, не признанные сербским большинством, могут вступить в должность, не приняв во внимание предупреждения и советы не делать этого всего международного сообщества… Не будем делать вид, что такая ситуация нормальна», – заявил командующий KFOR генерал Анджело Микеле Ристучча в интервью газете Corriere della Sera. Он, по существу, возложил на Курти ответственность за столкновения с сербами, в ходе которых пострадали десятки военнослужащих НАТО, в том числе его соотечественники-итальянцы. В этих условиях вероятность того, что Косово придется отыграть ситуацию и распустить не признанные сербами органы власти, велика. Попыткой подсластить пилюлю Приштине выглядит переброска в северные муниципалитеты турецких военных. В миссии KFOR появляются военные из мусульманской страны (а большинство албанцев-косоваров – мусульмане). Но, учитывая, что это предложил Вучич, уступка выглядит весьма относительной.
Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули в комментарии «НГ» полагает, что даже после создания Сообщества сербских муниципалитетов (фактически – автономии сербов) признание Белградом независимости Косово, а это условие для начала процесса приема Сербии в ЕС, едва ли будет неизбежным. «Сложилась ситуация, когда все стороны конфликта наделали много ошибок, сделав клубок проблем еще более запутанным, а любой компромисс крайне болезненным», – поясняет он.