Президент Франции Эмманюэль Макрон старается одновременно пересадить страну на электромобили и развить промышленность. Фото Reuters
Елисейский дворец предложил тайваньскому производителю твердотельных аккумуляторов ProLogium субсидии в размере 1 млрд евро в обмен на строительство крупного завода в Дюнкерке с инвестициями в 5,2 млрд евро и перспективой создания 3 тыс. рабочих мест. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на французских официальных лиц. В результате Париж выиграл в конкурентной борьбе с американцами, несмотря на принятие в США «Акта о снижении инфляции». Не без усилий президента Эмманюэля Макрона на севере Франции создается «аккумуляторная долина», нацеленная на решение проблемы экологичности транспорта и развития депрессивных регионов.
Неназванный источник среди чиновников Пятой республики заявил агентству, что планировавшееся изначально сотрудничество было поставлено под угрозу потенциально выгодными условиями кооперации со стороны американцев. Однако Елисейскому дворцу все-таки удалось убедить инвесторов реализовать проект во Франции, предложив дополнительные льготные условия.
В итоге ProLogium окончательно объявила о планах строительства гигантского завода на севере страны. Также в этот регион вкладываются китайцы, для которых Франция является важной страной для приложения «зеленых» инвестиций в Европе. Среди четырех мегапроектов по производству аккумуляторов в регионе О-де-Франс у китайцев есть один – у компании Envision AESC, «дочки» китайской Envision Group, финансирующей строительство завода в Дуэ. Другая компания, Xiamen, планирует строительство еще одного крупного завода по производству аккумуляторов в Дюнкерке с инвестициями в 2,1 млрд долл. совместно с французским гигантом атомной промышленности Orano. Более дешевая атомная энергия также является аргументом в пользу строительства заводов во Франции.
Все это происходит в том числе благодаря стараниям Макрона, привлекающего инвесторов, снизившего налоги и упростившего процедуры увольнения работников. Напомним, правительство субсидирует для граждан покупку электромобилей. При этом инвестиции во Францию могут продолжиться: Reuters пишет о том, что правительство ведет переговоры с китайским производителем электромобилей BYD и с самой Tesla. И хотя в производстве электромобилей Франция пока отстает от Германии, разрыв она уже сокращает, и, по всей видимости, недавний визит Макрона в Пекин был достаточно продуктивен.
«Для правительства производство батарей стало одним из приоритетных направлений, обозначенным еще в президентской кампании Макрона в 2016 году, когда он объявил Францию лидером экологичной Европы. Участвуют в сверхкрупных проектах и французские компании Renault и Total. Власти решают сразу несколько задач: и переводят население на электромобили, и улучшают социальную обстановку на севере страны, в исторически промышленном регионе, где деиндустриализация привела к сложной социальной обстановке», – подчеркивает заместитель руководителя департамента прикладной политологии и международных отношений НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Вера Агеева.
В разговоре с «НГ» эксперт подчеркнула, что Франция, имея собственные запасы лития и никеля в Новой Каледонии, владеет полноценной ресурсной базой, чем привлекает инвесторов, а также может рассчитывать на конкурентоспособность.
«Например, тенденция на установку китайских аккумуляторов постепенно будет сходить на нет, поскольку из-за коротких логистических цепочек продукция будет дешевле. Правда, у производителей есть конкуренты и в Восточной Европе, где более дешевая рабочая сила», – рассуждает Агеева.
Эксперт также подчеркнула, что новая промышленность в силу высокого уровня роботизации даст не так много рабочих мест, как хотелось бы. Однако для депрессивных регионов промышленное развитие важно само по себе, поскольку инфраструктура там неизбежно будет появляться вместе с экономической активностью.