Фото Reuters
Совет безопасности Турции провел 8 июня под председательством Реджепа Тайипа Эрдогана первое заседание после состоявшихся в мае всеобщих выборов. В повестку встречи вошли в том числе вопросы международного характера, среди которых – ситуация вокруг прорыва плотины Каховской ГЭС. На днях Эрдоган предложил сформировать международную комиссию по расследованию инцидента с включением в нее не только Москвы и Киева, но и Анкары вместе с представителями ООН. Это первый крупный вызов для посреднической роли Турции после полной перетасовки правительства.
Первое после всеобщих выборов заседание Совбеза было омрачено стремительным углублением кризисных явлений в экономике. Утром 8 июня турецкая национальная валюта обесценилась до нового исторического минимума, достигнув уровня в 23,4 лиры за доллар. Днем ранее торги закрылись на уровне 23,3 лиры за доллар. По оценкам местных СМИ, после 28 мая, когда в стране прошел финальный тур президентских выборов, курс обрушился на 17%. Это актуализировало необходимость реформ. Перетасованный Эрдоганом экономический блок правительства обещает вернуть политику к «рациональной базе», однако многое зависит от того, насколько велико будет предоставленное ему пространство для маневра.
В список тем Совбеза вошел блок международных вопросов, среди которых – ситуация в Восточном Средиземноморье, урегулирование на Кипре и перспектива расширения НАТО за счет Швеции на фоне июльского саммита альянса в Вильнюсе. Особняком стояла проблема украинского урегулирования. Произошедшее разрушение Каховской ГЭС потребовало очередного вмешательства турецкой дипломатии, усилия которой теперь возглавляет бывший руководитель Национальной разведывательной организации Хакан Фидан. В этих обстоятельствах Турцию волнует не только перспектива пролонгации зерновой сделки, срок которой заканчивается в следующем месяце, но и выработка новых инициатив на украинском направлении.
Накануне Эрдоган провел телефонные переговоры с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским, предложив запустить независимый процесс расследования по Каховской ГЭС. Так, турецкий лидер выступил за формирование специальной международной комиссии по инциденту. Согласно инициативе, помимо сторон конфликта, туда должны войти Турция и ООН.
Однако 8 июня министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба довольно жестко отозвался о самой концепции комиссии, назвав ее игрой в поддавки с Россией.
Ожидаемо, если дипломатическая капитализация пригодится Эрдогану для усиления переговорных позиций с Западом. Так, после перестановок внутри кабмина власти Турции вернулись к переговорам со Швецией, вступление которой в НАТО было поставлено в прямую зависимость от ее готовности сотрудничать в отношении живущих в изгнании критиков Эрдогана. Специально для того, чтобы добиться понимания Анкары, Стокгольм ужесточил антитеррористическое законодательство и выразил готовность совершить первую экстрадицию. Однако в разговоре со шведским коллегой Тобиасом Билльстремом Фидан «подчеркнул необходимость для Швеции сделать конкретные шаги для вступления в НАТО»
В подвешенном состоянии остается вопрос с готовностью США обновить устаревающий турецкий авиапарк истребителей четвертого поколения F-16. В последнем докладе Исследовательской службы Конгресса, посвященном проблеме, говорится, что боевые действия в Украине во многом усиливают интерес администрации президента США к реализации сделки по F-16. Однако авторы делают оговорку: «Некоторые факторы могут повлиять на рассмотрение Конгрессом возможной продажи F-16». К ним исследователи относят намеренный подрыв Анкарой расширения НАТО, обострение соперничества с Афинами, активность в Сирии и возможность того, что «вопросы к внутреннему управлению в Турции подорвут процесс принятия решений НАТО». В докладе подчеркивается: если Эрдоган не сможет урегулировать противоречия с США или найти альтернативу F-16 на европейском рынке, то это приведет к тому, что его страна «столкнется с дефицитом истребительной авиации».
В подобных обстоятельствах Анкара заинтересована понизить конфликтность некоторых вопросов. Отчасти к таким ожиданиям подталкивают и сообщения турецкой газеты «Сезджю», которая со ссылкой на свои источники в президентском дворце недавно проинформировала, что Эрдоган хотел бы уйти из политики по истечении этого президентского срока (в 2028 году) и остаться для внутренней аудитории крупным государственным деятелем.
Как пояснил «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов, в ситуации вокруг Каховской ГЭС Анкара пытается отыграть свою традиционную посредническую миссию. «Было бы странно, если бы Турция не предложила каких-либо шагов на этом направлении, – отметил он. – Это то, что определяет ее подход к украинскому кризису: во всех острых моментах играть роль объективного посредника. Мне кажется, это единственно верная позиция в принципе, особенно когда другие страны начали обвинять Москву, а Москва выступила с обвинениями в адрес Киева». Собеседник «НГ» особо подчеркнул, что Турция поддержала идею расследования, а не выдвинула предварительные оценки произошедшего.