Глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян не скрывал, что для его страны в украино-российском конфликте выгоден нейтралитет. Фото Reuters
Организация «Моджахеды иранского народа», давно противостоящая действующему руководству Ирана, опубликовала документы, якобы принадлежащие МИД Исламской Республики. Из них следует, что в Тегеране, по крайней мере этой весной, подумывали о налаживании отношений с Украиной. Возможно, утечка приурочена к намечающемуся новому витку холодной войны двух стран и допущена иранскими властями, которые тем самым хотят напомнить, что в российско-украинском конфликте Иран занимает нейтралитет, что бы ни считали на этот счет в Киеве, Вашингтоне и Брюсселе. А может быть, за ней стоят противники намечающегося сближения Ирана с Западом.
Публикация появилась на сайте «Моджахедов иранского народа». Там утверждается, что документы с состоявшегося в апреле-мае секретного семинара для послов «Кризис в Украине и его последствия для внешних отношений Исламской Республики Иран» были получены от хакерской группировки Ghyam Sarnegouni (в переводе с фарси «Восстать, чтобы свергнуть»). Эта группировка взяла на себя ответственность за ряд атак на серверы органов власти Ирана, в том числе МИДа. Впрочем, иранские власти полагают, что под псевдонимом Ghyam Sarnegouni скрываются сами «Моджахеды иранского народа». Эта леворадикальная организация имеет давнюю историю противостояния нынешним иранским властям. С начала 80-х годов «Моджахеды» вели вооруженную борьбу с ними, но с начала 2000-х объявили о том, что складывают оружие, после чего в ЕС и США их исключили из списка террористических организаций (в России они ни в какой черный список никогда и не входили). В Тегеране в этом сомневаются и периодически обвиняют их в причастности к тем или иным покушениям и терактам на иранской территории.
Как бы то ни было, опубликованное, по существу, представляет собой инструкции для послов Ирана о том, какой линии следует придерживаться в отношении украино-российского конфликта. Первое, что впечатляет в документах, – это формулировки. Запорожье, Херсонщина, Донбасс и Крым там именуются «оккупированными Россией территориями». Однако в целом негативных характеристик РФ и ее действий в Украине после 24 февраля 2022 года не дается. Они принимаются Тегераном как данность. Послам предлагается «изучить возможность использования потенциала тесного сотрудничества Ирана с Россией в качестве рычага давления в переговорах с европейской стороной».
При этом предупреждается, что «возможно, потребуется рассмотреть ряд тем, включая Украину, права человека и ядерное досье, в комплексе».
Авторы документа (видимо, это высокопоставленные чины МИДа) скептически оценивают перспективу убедить Запад, что Иран не поставляет оружие России (отметим, что Москва и Тегеран официально эти поставки отрицают). Поэтому послам предложено делать акцент на том, что Киев специально муссирует тему поставок беспилотников РФ, преувеличивая ее значимость, чтобы получить больше помощи от США и ЕС. А самих европейцев и американцев предлагается убедить в том, что дополнительные санкции из-за сотрудничества с РФ только еще больше сблизят Иран и Россию.
Важная оговорка в документе: в нем приветствуется «любое конструктивное взаимодействие с украинской стороной», потому что это «может свести к минимуму негативные последствия украинского конфликта для отношений Ирана с Европейским союзом». При этом авторы документа допускают, что взаимодействия не получится, а вместо него будет тотальная ссора двух стран с разрывом или понижением уровня дипломатических отношений. На этот случай предлагается подумать об открытии посольства Ирана в сопредельной Молдавии.
Нельзя сказать, что новость о попытках Тегерана наладить отношения с Киевом является такой уж неожиданной. О неких тайных иранско-украинских переговорах при посредничестве Омана в СМИ сообщалось еще в феврале. Памятно и апрельское заявление министра иностранных дел Ирана Хосейна Амира Абдоллахияна. На встрече с замгенсека ООН Мартином Гриффитсом в Тегеране глава МИД сообщил, что его страна не помогает ни одной из сторон российско-украинского конфликта. «Исламская Республика поддерживает территориальную целостность и суверенитет всех стран, включая Украину», – сказал тогда Абдоллахиян.
Вместе с тем загадочная публикация «моджахедов» появляется в любопытном контексте. С одной стороны, отношения Ирана с Западом явно улучшаются. Тегеран полностью помирился с ключевым союзником Вашингтона в арабском мире, Саудовской Аравией. New York Times даже сообщает о том, что администрация Джозефа Байдена ведет неофициальные переговоры с иранским руководством. Они касаются в том числе иранской ядерной программы. Переговоры по ней в Вене забуксовали, и вот якобы США пытаются их возобновить. Но с другой стороны, ирано-украинские отношения обнаруживают явную тенденцию к ухудшению. Через несколько дней после того, как израильское правительство выразило обеспокоенность в связи с российско-иранским военно-техническим сотрудничеством, в Израиль приехала супруга президента Украины Елена Зеленская. Она прибыла по приглашению жены президента Израиля Ицхака Герцога. Обе они посетят израильский госпиталь, где лечатся военнослужащие украинской армии. Кроме того, Елена Зеленская встретится с рядом израильских чиновников.
Не исключено, что у Ирана скоро будет еще один повод для недовольства Украиной. Ведь 5 июня в Верховную раду внесен законопроект о признании террористической организацией Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Эта государственная структура Ирана отнесена к террористам только в США и Израиле. Законопроект предложили депутаты от разных фракций. В их числе есть и представители пропрезидентской партии «Слуга народа», и оппозиционных «Батькивщины», а также «Европейской солидарности» (в последней свою подпись под законопроектом поставила сопредседатель фракции Ирина Геращенко). Сейчас законопроект рассматривается в профильном комитете. А значит, в конце месяца или в июле он может поступить на голосование.