Албанская полиция провела обыски и задержания в лагере ультралевых «моджахедов» из Ирана. Кадр из видео со страницы «Организации моджахедов иранского народа» в Twitter
Албания открыла расследование против укрывающейся в стране иранской радикальной оппозиции, заподозрив ее сторонников в политической деятельности, выходящей за рамки закона. Члены Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), выступающей за насильственную смену власти в Тегеране, пожаловались на рейд местной полиции, попытавшейся изъять компьютеры. Не исключено, что триггером для Тираны, которая согласилась разместить у себя ОМИН в 2013 году под уговорами США, стали хакерские атаки на Иран, систематически проводимые близкими к «моджахедам» группами.
Сторонники ОМИН выступили 21 июня с резкой критикой не только Албании, но и США, которые, по их словам, дали слабый ответ на организованный накануне полицейский рейд. Диссидентскую структуру, получившую печальную известность из-за левоэкстремистских методов борьбы, возмутило то, что в своем комментарии по поводу случившегося Госдепартамент полностью оправдал действия Тираны и поставил под сомнение репрезентативность «моджахедов» как эффективной оппозиционной платформы. Сторонники ОМИН обвинили администрацию президента США Джозефа Байдена в «демонстрации позитивных сигналов режиму мулл», подчеркнув, что американцы не обладают правом «решать, кто представляет иранский народ».
Скандал произошел после того, как Специальный суд Албании по делам о коррупции и организованной преступности санкционировал обыски в лагерях «Ашраф-3» и «Ашраф-4», где проживают сторонники организации, получившие десять лет назад после многомесячных уговоров США убежище «по гуманитарным соображениям». По оценкам ОМИН, в рейде участвовали около 1 тыс. правоохранителей, которые попытались силой проникнуть в помещения и изъять компьютеры. На каком-то этапе между иранскими борцами с режимом и полицейскими произошли столкновения, в ходе которых был задействован слезоточивый газ. В ОМИН сообщили об одном погибшем, однако МВД Албании отрицает, что это произошло в результате действий его оперативников.
Изначально предполагалось, что албанские стражи правопорядка разыскивают шпионов иранского аппарата безопасности, инфильтрацию которых неоднократно подозревали в ОМИН. Однако, как впоследствии заявил министр внутренних дел Бледар Кучи, обыски были организованы из-за подозрений в том, что оппозиция в изгнании нарушает взятые на себя перед принимающей страной обязательства: когда Тирана согласилась разместить у себя «моджахедов», от них потребовали отказаться от активной политической деятельности. В этой связи агентство AP обращает внимание на то, что албанские члены ОМИН с гордостью рассказывали, как занимались хакерскими нападениями на ресурсы иранских государственных учреждений.
Не исключено, что последней каплей для Тираны стал совершенный в этом году массовый взлом цифровой инфраструктуры Исламской Республики, который привел к тому, что в руках сторонников ОМИН оказались десятки конфиденциальных правительственных документов, проливающих свет на политическую кухню «режима мулл» (см. «НГ» от 20.06.23). Ответственность за вмешательство взяла на себя хакерская группа «Восстание до свержения», логистически и идеологически связанная с «моджахедами». В минувшем году ее активисты уже проводили акции против цифровой безопасности Исламской Республики, подвергая атакам не только служебные порталы, но и систему уличных камер видеонаблюдения.
Албании такая активность политических беженцев приносит ощутимые убытки. В 2022 году балканское государство дважды подвергалось массированному нападению хакеров, за финансированием которых, как утверждали в Тиране, стояли иранские структуры. Вмешательство иностранной кибертеррористической группы местные власти сравнили тогда по степени воздействия с воздушной бомбардировкой: около 95% государственных услуг в Албании предоставляются онлайн. Властям республики пришлось даже пригласить к себе сотрудников Национальной миссии по кибербезопасности США, которые в течение нескольких месяцев занимались изучением и восстановлением уязвимых объектов местной цифровой экосистемы.
ОМИН, которая некоторое время назад попыталась провести реформу своего левоэкстремистского имиджа за счет интеграции в абстрактную зонтичную структуру – Национальный совет сопротивления Ирана (НССИ), была внесена многими западными государствами в списки террористических организаций из-за откровенной апологии насилия. Отдельные претензии критики выдвигают к ее устройству по типу авторитарной секты, осевым элементом в которой становится безусловная лояльность основателям ОМИН – Масуду и Марьям Раджави. В американский черный список экстремистская платформа попала в конце 1990-х годов, но это не помешало ей освободиться от этого ярлыка в 2012 году.
До 2013 года лагеря ОМИН находились на территории Ирака, однако по мере его сползания в иранскую орбиту влияния «моджахеды» при поддержке США были вынуждены эвакуироваться на Балканы. Неслучайно их заявления, последовавшие за обысками в Албании, перенасыщены отсылками к иракским событиям: они выглядят как попытка реактивировать былую поддержку. Но сторонниками активной помощи ОМИН в Вашингтоне пока выступают только республиканские политики. Не раз звучавшие от администрации Байдена слова о нерепрезентативности ОМИН не оставляют сомнений в том, что этот «бренд» сполз на периферию внешнеполитической повестки. Так что пока «моджахеды» остаются со своими проблемами в Албании один на один.