III Европейские игры в Кракове открыл президент Польши Анджей Дуда. Фото с сайта www.prezydent.pl
На спортивных сооружениях Кракова и других польских городов около 7 тыс. спортсменов из 48 стран Европы принимают участие в соревнованиях, в которых разыгрывают в 29 дисциплинах 253 комплекта медалей. Масштабное мероприятие было призвано поднять международный престиж Польши, но оказалось уже на старте холостым выстрелом, за которым последовали организационные неувязки, спесь политиков и неоправданная потеря бюджетных средств.
Европейские игры – многопрофильное спортивное мероприятие, которое проводится по образцу Олимпийских игр. Первые игры состоялись в 2015 году в Баку. Четыре года спустя европейских спортсменов принимал Минск.
В Польше начали писать, что «предыдущие игры принимали города из стран, эвфемистически говоря, не очень демократичных». И вот Краков довольно неожиданно взялся за организацию очередных игр, очевидно, чтобы поднять престиж демократичности. Конкурентов у «столичного королевского города», как звучит полное официальное название Кракова, не было. Поначалу единственным потенциальным контркандидатом была Казань, но столица Татарстана воздержалась. Интересно, что ранее в Кракове рассматривали возможность проведения Олимпийских игр, но горожане отвергли эту затею на референдуме. На этот раз никакого референдума не было, хотя краковяне и требовали его проведения.
В III Европейских играх не участвуют спортсмены России и Белоруссии. В конце прошлого года Польский олимпийский комитет продавил такое решение в Ассоциации европейских олимпийских комитетов, аргументируя событиями в Украине. Это сразу обеднило уровень и привлекательность мероприятия. Так утверждать есть резон: на первых двух Европейских играх больше всего медалей завоевали россияне и белорусы.
Как только три года назад мэр Кракова Яцек Майхровский похвалился в соцсетях, что подписал письмо о намерениях по организации Европейских игр в древней столице Польши, на него обрушился шквал недовольных горожан. Встретившие в штыки такое решение краковяне писали, что «идея ошибочна», лучше бы инвестировать в развитие городской инфраструктуры и доступного общественного транспорта, на который доплачивают жители города. Большое количество лайков получил Мачек Носал, выразивший общее мнение: «Какой престиж имеет мероприятие, которое никто не хотел проводить? Финансово и маркетингово эти игры не имеют смысла. Мы берем эту обглоданную кость и радуемся, будто достался целый кабан».
В апреле прошлого года Майхровский и министр спорта и туризма Камиль Бортничук все же подписали соглашение о правительственных субсидиях на сумму 141 млн злотых (около 35 млн долл.) для трех спортивных объектов, связанных с Евроиграми. Наибольшая часть была предназначена на модернизацию городского стадиона им. Хенрика Реймана, на котором состоялась церемония открытия и пройдет закрытие игр. Для похудевшей казны Кракова это было хоть что-то. В долю вошло и Малопольское воеводство. В канун открытия игр портал Onet подсчитал, что вопреки заверениям представителей правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС), которые уповали на возможность широкой презентации Польши в Европе и видели в играх маховик для экономики при издержках госбюджета 400 млн злотых (100 млн долл.), сумма будет в четыре раза больше.
Противники игр по-прежнему считают, что власть закладывала в европейские соревнования политический контекст, который пришелся на предвыборную кампанию к парламентским выборам осенью. III Европейские игры открыл президент Польши Анджей Дуда, который выразил радость от проведения крупных соревнований и поприветствовал их участников, особенно выделив украинских спортсменов. Однако под свист и улюлюканье собравшихся он все более терял уверенность, хотя и старался поддерживать хорошую мину. Освистали и министра по контролю за государственными активами Яцека Сасина. Польские СМИ интерпретировали такое поведение 25 тыс. зрителей (самая большая явка на мероприятиях игр) как отношение к «государственному спонсору Евроигр» и представителю ЗиС, теряющей доверие. Сасин, который в этот день утратил ранг вице-премьера, вынужден был отреагировать: «Группка политических хейтеров пыталась сорвать открытие Европейских игр… Они перепутали спортивный праздник с политическим митингом. Позор!»
Посещаемость соревнований стала самым уязвимым местом. Даже в выходные дни печальное зрелище представляли пустые трибуны Национального легкоатлетического стадиона в Хожуве. Не оправдались расчеты и на туристов.
Закрытие Европейских игр – 2023 состоится 2 июля. Вот как их оценивает в Rzeczpospolita Томаш Урынович: «Эти игры – демонстрация сжигания денег и тщеславия политиков. В этом мероприятии нет ни спорта, ни участия болельщиков – трибуны пусты. Мы будем помнить свисты во время церемонии открытия. Обещанных туристов тоже нет. О крупнейшем спортивном мероприятии в Польше останутся только печальные воспоминания. Не стоит забывать и о том, какие огромные средства были потрачены».