Парламентское большинство подконтрольно премьер-министру Виктору Орбану, который не хочет ни ограничивать свою власть, ни уступать давлению извне. Фото Reuters
На пути расширения НАТО встало новое препятствие. Вступлению Швеции в альянс мешает не только Турция, но и Венгрия. В понедельник, 3 июля, там стартовала экстренная сессия парламента, которая продлится всего три дня. Если за это время депутаты не ратифицируют соглашение о приеме Швеции в НАТО, скандинавская страна не станет полноправным членом альянса по крайней мере до осени.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в очередной раз бросил вызов своим западным союзникам. После провала переговоров о разблокировании средств Евросоюза, выделенных его стране и замороженных, когда глава венгерского правительства отказался сократить свои властные полномочия, он начал препятствовать вступлению Швеции в НАТО.
Напомним, что прежде окончательному присоединению страны к альянсу мешала только Турция. У нее было много претензий к шведским властям. Ключевые из них касались сотрудничества в борьбе с противниками турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана – курдскими сепаратистами и сторонниками проповедника Фетхуллаха Гюлена. Диалог двух стран осложнило и недавнее сожжение Корана в Стокгольме, устроенное выходцем из Ирака. Сейчас руководство НАТО прилагает максимум усилий, чтобы Турция и Швеция все-таки нашли общий язык до саммита альянса в Вильнюсе, который состоится 11–12 июля. И вот выясняется, что уговаривать требуется еще и Венгрию.
Орбан неоднократно заявлял, что парламент, где большинство принадлежит проправительственной партии «Фидес», тянет с ратификацией соглашения о вступлении Швеции в НАТО исключительно по техническим причинам. Правда, по каким именно – премьер-министр и члены его правительства либо не говорили вообще, либо давали крайне расплывчатые объяснения. И вот весенняя сессия парламента завершилась, а соглашение так и не было ратифицировано. СМИ со ссылкой на источники в венгерских органах власти сообщали, что Орбан планирует дать добро на вступление Швеции в НАТО за считаные дни до вильнюсского саммита. В пользу того, что так и произойдет, была новость о назначении внеочередной летней сессии парламента. Она должна длиться три дня: 3, 4 и 7 июля. В последний день июня шведский премьер-министр Ульф Кристерссон пересказал свой разговор с венгерским коллегой. «Дважды я говорил с премьером Орбаном о ратификации Венгрией заявки Швеции на вступление в НАТО. Последний раз это было вчера. И оба раза он подтверждал, что Венгрия не будет тянуть с процессом приема Швеции в альянс», – сказал он.
Должно быть, в Стокгольме удивились, когда парламент опубликовал повестку внеочередной сессии. В ней не было вопроса о ратификации соглашения по приему Швеции в НАТО. Оказалось, внеочередная сессия собирается для обсуждения бюджета страны и весьма важного для Венгрии законопроекта – о статусе учителей. «Получил ли Орбан от Путина разрешение проголосовать за вступление Швеции в НАТО?» – ехидно поинтересовалась в соцсети у своих читателей оппонент венгерского премьера, заместитель председателя партии «Демократическая коалиция» Агнес Вадаи. Правительство между тем даже в понедельник не сообщало о том, что повестка сессии может быть изменена.
Судя по недавним событиям, Орбан рассчитывает все-таки добиться от ЕС уступок по замороженным 12 млрд евро. Поэтому он всячески поднимал ставки в торге с Брюсселем. В понедельник министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто неожиданно заявил о том, что его страна обратится к Евросоюзу с просьбой продлить еще на год исключение из антироссийских санкций, принятых в прошлом году. Оно позволяет венгерской энергетической группе MOL экспортировать в Чехию нефтепродукты, произведенные благодаря поставкам российского сырья по нефтепроводу «Дружба». Сийярто утверждает, что дополнительный год нужен энергогруппе, чтобы завершить модернизацию принадлежащего ей нефтеперерерабатывающего завода Slovnaft, который находится в Словакии. Без этой модернизации, утверждает он, MOL не может отказаться от российской нефти. В преддверии сложных, рассчитанных не на один месяц переговоров с ЕС в венгерском правительстве появился министр, ответственный за дела Евросоюза. Им с 1 августа станет Янош Бока.
Словом, у Орбана есть много того, на что он может разменять свое согласие на прием Швеции в НАТО. Положение венгерского премьера облегчает отсутствие давления внутри страны. Да, в Венгрии начались акции протеста. Но оппозиция митингует у здания парламента не за евро-атлантические перспективы Швеции, а против законопроекта о статусе учителей, по которому их рабочее время и испытательный срок резко увеличиваются, а возможности спорить с работодателем сокращаются.
Вместе с тем и преувеличивать значимость вопроса о ратификации соглашения тоже не стоит. Швеция фактически уже в НАТО. Все гарантии, которые ей может дать альянс, страна получила, ее вооруженные силы туда интегрированы. Дело остается за юридическими формальностями. А их соблюдение для Швеции и НАТО – не более чем вопрос престижа и подтверждения способности обеспечивать единство рядов Запада в условиях противостояния России.