Флаг Ирана теперь будет развеваться наряду с флагами других членов ШОС на всех мероприятиях организации. Фото РИА Новости
Мировые лидеры, включая Владимира Путина, председателя КНР Си Цзиньпина, президента Ирана Эбрахима Раиси, провели виртуальный саммит ШОС, где хозяином был премьер-министр Индии Нарендра Моди. Встреча, как передают западные СМИ, предоставила Кремлю трибуну для того, чтобы продемонстрировать партнерам, что народ России сплочен, а ее руководство твердо держит ситуацию под контролем. Саммит также дал возможность Москве и Пекину, основателям организации, расширить ее состав за счет Тегерана и последующего включения Минска.
Моди, открывая конференцию, сказал, что ШОС – это не просто соседство стран, а их общая семья. Но на деле раздоры между участниками сохраняются. Это отразилось в речах премьеров Индии и Пакистана, которые иносказательно предъявили обвинения друг другу.
В прошлом году встреча ШОС в Самарканде продолжалась два дня, все лидеры присутствовали на ней. А Индия объявила, что конференция пройдет в видеоформате, не объяснив, в чем причина (см. «НГ» от 02.07.23). Как утверждает CNN, Москва и Пекин рассматривают группировку как альтернативу блокам, возглавляемым США, и как инструмент противодействия их доминированию в мире. Такой подход импонирует многим участникам, однако факт состоит в том, что их интересы часто не совпадают или открыто сталкиваются.
Это проявилось в выступлениях Моди и премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа. Премьер Моди сказал, что члены организации должны решительно бороться с терроризмом, противодействовать его финансированию. Но «некоторые страны» дают приют террористам и используют их как орудие своей политики. Ввиду этого необходимо активизировать деятельность региональной антитеррористической структуры ШОС. Для наблюдателей очевидно, в чей огород тут брошен камень. Дели неоднократно обвинял Исламабад в том, что он вооружает боевиков, совершающих теракты в индийской части Кашмира.
Виртуальный саммит в Дели привлек лидеров и чиновников из всех стран ШОС. Фото Sputnik/Reuters |
Выступая после Моди, Си Цзиньпин подчеркнул, что нужно сосредоточиться на прагматичном сотрудничестве, которое может обеспечить восстановление экономики. Вместо соперничества нужно вести диалог, поддерживать друг друга. Подразумевая политику Запада, Си указал, что односторонние санкции, протекционизм недопустимы. Вмешательство внешних сил, инспирирующих цветные революции, нужно пресечь. Тут Си упомянул так называемый Восточный Туркестан, очевидно, имея в виду поддерживаемых Америкой сепаратистов, которые мечтают отделить Синьцзян-Уйгурский автономный район от Китая. В афганском вопросе председатель КНР, по сути, выступил в унисон с Моди, указав, что нельзя позволить экстремистам вновь создать угрозу соседним государствам.
Настраивая коллег по конференции на позитивный лад, глава Китая предложил больше использовать национальные валюты во взаимной торговле и пообещал увеличить помощь другим государствам по инициативе «Один пояс –один путь» .
Этот тезис нашел позитивный отклик в речи премьера Пакистана. Шариф сказал, что транспортные коридоры, прокладываемые на основе инициативы «Один пояс – один путь», улучшают транспортную доступность внутренних районов Пакистана и стран Центральной Азии, обеспечивают им выход к океану. Пакистан, продолжал Шариф, сам ведет борьбу с террористами. Но он отвергает демонизацию религиозных меньшинств. Тут явно содержался намек на дискриминацию мусульман в Индии. Это нарратив, который часто отражается в речах пакистанских политиков.
Путин в обращении к саммиту о разногласиях не упомянул, а подчеркнул, что поддерживает проект заключительной декларации, отметив, что «все участники объединения сходятся в оценках ситуации в мировой политике, в безопасности, в социальной и экономической сферах». Организация играет все более весомую роль в международных делах, вносит реальный вклад в поддержание мира и стабильности, обеспечение устойчивого экономического роста государств-участников, упрочение связей между народами.
Тем не менее конфликтный потенциал в мире увеличивается, Россия ощущает это на себе. «Российский народ как никогда консолидирован. Сплоченность российские политические круги продемонстрировали, выступив единым фронтом против попытки вооруженного мятежа», – сказал Путин. Президент поблагодарил коллег из ШОС за поддержку российского руководства.
Разумеется, продолжал Путин, «одной из ключевых задач совместной деятельности является поддержание безопасности в государствах-участниках и по периметру внешних границ организации». «Мы начали свою деятельность именно с этого направления – мы будем усиливать это направление», – заверил он. В заключение Путин пожелал успехов президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, к которому после завершения саммита переходят функции председателя организации.
В Дели Иран превратился в полноправного члена ШОС, а процесс оформления Белоруссии в этом качестве завершится в 2024 году. Желание государств ШОС превратить организацию в более весомую силу на мировой арене было отражено в заключительной декларации. Но тут сказались и реальные противоречия между участниками. Инициативу «Один пояс – один путь» поддержали все, кроме Индии. О причинах можно судить по индийской прессе. Давний пограничный спор между Индией и Китаем остается неурегулированным. С 2020 года новых кровавых стычек не было. Но Дели считает, что Китай оккупировал часть ее территории в Гималаях. Неудивительно, что в этой связи индийцы опасаются, что транспортный коридор, прокладываемый с помощью Китая через Пакистан, играет на руку этому государству, давнему геополитическому сопернику Индии.