С прошлого года у бизнеса сократились возможности получить зеленое финансирование, констатируют эксперты. Фото Ассоциации менеджеров России
Российский бизнес испытывает сложности с финансированием экологических и социальных проектов. Западные рынки зеленого капитала, которые компании едва начали успешно осваивать несколько лет назад, в прошлом году закрылись. Внутренние ресурсы ограничены и дороги. Альтернативным источником инвестиций могла бы стать Азия, в первую очередь Китай. Но пока бизнес только присматривается к этим новым рынкам. Перспективы зеленого финансирования обсуждались на заседании Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров.
Группа Эн+ первая на российском рынке еще несколько лет назад получила на Западе синдицированный кредит, привязанный к показателям устойчивого развития, напомнила директор Департамента внешних коммуникаций компании, сопредседатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров Ольга Санарова. Сейчас российские компании и банки считают тему ответственного финансирования важной, но им особенно нечем похвастать, констатировала она. По ее словам, вопрос в том, сохранилась ли реально у бизнеса потребность в зеленом финансировании и какими возможностями для его привлечения он может воспользоваться.
Судя по выступлениям спикеров, потребность однозначно сохраняется, а возможностей стало гораздо меньше. «Сегодня, с одной стороны, государство призывает крупный бизнес инвестировать в проекты, которые имеют хорошие социальные и экологические эффекты. С другой стороны, компании испытывают сложности с реализацией своей продукции. Вопрос – где взять деньги, – отметил старший юрист компании «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Роман Ишмухаметов. – Если говорить об иностранных источниках, давайте будем реалистами. Инвестиции из стран «большой семерки» закрыты. Приходится ориентироваться на внутренний рынок. Может быть, помогут дружественные страны. Но пока я не вижу вала инвесторов из КНР и Индии. Поставки товаров в санкционно-нейтральных отраслях – да, это есть. Обсуждение инвестпроектов идет, но их потока пока нет».
Российский бизнес ведет активные поиски зеленого финансирования у банков дружественных стран, рассказал директор по проектам в области экологии и устойчивого бизнеса компании Б1, сопредседатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров Павел Гамов. «Есть тренд – движение в Индию, Турцию, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Ближний Восток, – сообщил он. – При этом зачастую требования по раскрытию информации в странах Азии значительно жестче, чем те, что были в США, Великобритании, Европе. Российским компаниям предстоит большая работа в этом направлении».
Говоря о внутреннем рынке, можно отметить любопытный опыт регионов по выпуску народных зеленых облигаций, размещаемых среди населения. Но речь идет о небольших суммах, привлекаемых на специфических условиях – по высокой ставке и с правом инвестора в любой момент вернуть средства с прибылью. Собранные деньги идут на экологические проекты с привлечением софинансирования.
Так, с декабря 2021 года три выпуска ценных бумаг на 886 млн руб. разместила Калининградская область. Инвесторами стали более 5 тыс. физических лиц. Средства пошли, например, на рекультивацию свалок. А 30 мая 2023 года началось размещение зеленых облигаций Москвы для населения. Объем выпуска – 2 млрд руб., которые направят на реализацию городского экологического проекта – замену автобусного парка на электробусы.
«У наших клиентов нашла отклик возможность вложить деньги в инструменты со смыслом, – рассказал лидер продукта «Облигации и накопления» проекта «Финуслуги» Мосбиржи Глеб Юченков. – Инвесторы могут лично наблюдать, как работают их средства – как строят парк или запускают электробусы. Сама структура этого инструмента разработана таким образом, чтобы он был похож на обычный накопительный счет: облигации можно в любой момент купить или продать, получив накопленные проценты. При этом ставка выше, чем на накопительных счетах».
Это не способ занять деньги здесь и сейчас для своего развития, а скорее способ наращивать базу инвесторов для долгосрочной работы, подчеркнул он. Говоря о перспективе, Юченков высказался аккуратно: определенная доля зеленого финансирования может быть собрана эмитентами через этот инструмент, надеется он.
Для понимания ситуации, в которой оказался российский бизнес, показательна история «Уралкалия». Компания в 2021 году привлекла синдицированный кредит на пять лет у 18 банков, в том числе ряда западных, в размере 1,25 млрд долл. с привязкой к показателям безопасности производства, снижения удельных выбросов парниковых газов и утилизации отходов. Выполнение показателей позволило уменьшить ставку, и в 2022 году экономия покрыла все расходы на проведенные мероприятия – это главная привлекательная сторона таких кредитов, мощный стимул для внутреннего развития.
Между тем в 2023 году компания вела переговоры с двумя российскими банками по новому аналогичному кредиту, но не смогла договориться о столь же выгодных условиях, рассказала директор по устойчивому развитию «Уралкалия» Елена Эскина. За азиатскими рынками компания пока только наблюдает. «Сейчас доступны только российские деньги», – подчеркнула она.
Управляющий директор блока рынков капитала Газпромбанка Ксения Кузнецова не теряет оптимизма. «Китайская повестка активно развивается. Если раньше мы воспринимали Китай как торгового партнера, поставщика товаров с расчетами где-то в Лондоне, то сейчас это поставщик финансовых активов, – отметила она. – За прошлый год наши страны сделали рывок в этой области: запущены расчеты, открываются счета». Нерезидентов на китайском рынке довольно много, и российские эмитенты тоже могут получить на него доступ, уверена Кузнецова. «Например, такой инструмент, как выпуск облигаций нерезидентами в свободных экономических зонах Китая. Мы готовы к тому, чтобы посмотреть в этом направлении более пристально», – сообщила она.
комментарии(0)