В Гандинагаре Джанет Йеллен заявила, что основная задача США – помешать России обойти санкции. Фото Reuters
В Индии проходит встреча министров финансов и управляющих центральных банков G20. Министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что главная задача Вашингтона на конференции – помешать России обходить санкции. Но Индия, хозяйка встречи, поставила на первое место в повестке дня повышение налога на сверхприбыль, получаемую фирмами в странах, где они работают. Это предложение расстроило представителей Австралии, Японии и США, уповавших на такую перестройку международной налоговой системы для корпораций, которая благоприятствовала богатым странам. Сделка на этот счет была подписана в 2021 году, ее должны были имплементировать более 140 стран. Вокруг сделки возникло много разногласий. И тут Дели предложил предоставить ему право на налогообложение гигантов, подобных Apple или Amazon.
Индийский правительственный чиновник сказал, что Дели будет добиваться от партнеров по G20 на проходящей конференции поддержки ее предложения поднять долю налогов, которые многонациональные компании платят странам, где они зарабатывают сверхприбыли. Как передало агентство Reuters, эта инициатива развеяла оптимистические настроения некоторых союзников США на то, что встречи в городе Гандинагаре (штат Гуджарат) помогут продвинуть давно ожидавшийся «капитальный ремонт» налогообложения корпораций в глобальном масштабе.
Поскольку многонациональные цифровые гиганты могли фиксировать прибыли в странах с низкими налогами, существующие правила считались устаревшими. Тем не менее США, ссылаясь на критерии, принятые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), настаивали на том, чтобы крупные фирмы облагались налогом в 15%, плюс к этому 25-процентным налогом на сверхприбыли. Но этот вариант многих не устраивал. Договоренность оказалась на грани коллапса. И тут Индия выдвинула свои предложения ОЭСР. Их-то и будут подробно обсуждать в Гандинагаре.
Три чиновника, которые предпочли остаться безымянными, накануне дискуссий на конференции заявили, что Индия хочет значительно увеличить налог, уплачиваемый фирмами в странах, где они действуют. Чиновники не указали, какого процента добивается Индия.
По действующему соглашению глобальные корпорации с годовым доходом более 22 млрд долл. получают сверхприбыль, если их прибыль превышает 10% годового роста доходов. Индия, самая крупная по численности населения страна в мире, борется за то, чтобы получать большую долю налогов от иностранных фирм. Она станет одним из самых масштабных рынков в мире. По подсчетам, к 2047 году в Индии средний доход на душу населения возрастет в 13 раз и достигнет 27 тыс. долл.
В беседе с «НГ» Сергей Величкин, доцент Дипломатической академии МИД РФ, отметил: «Индия стремилась привлечь многонациональные корпорации. Причем пресса писала, что достигнута победа – согласие Apple перебазироваться из Китая в Индию. И тут вдруг выдвигается предложение о налогообложении на сверхприбыли. Это несколько удивило. Налогообложение – один из ключевых вопросов парламентской политики в стране. Пока детали индийской инициативы не полностью ясны. Но премьер-министр Нарендра Моди стремится улучшить инвестиционный климат. Не исключено, что, внося предложение о налоге на сверхприбыль, индийцы делают ставку на определенно конкурентное преимущество по отношению к Китаю. Ведь образование у них в значительной мере англоязычное, они надеются, что, несмотря на более высокий налог, многонациональные корпорации все равно будут вкладывать средства в Индию».
Между тем, как подчеркивает Wall Street Journal, главная цель поездки Йеллен в Индию – укрепить связи с соседями Китая и приблизить их к США То есть это ход в долгой игре за преобладающее влияние в Индо-Тихоокеанском регионе. Недаром после Индии министр финансов США полетит во Вьетнам.
Гаролд Фэрчгот-Рот, старший научный сотрудник Института Хадсона, говорит, что визит Йеллен в Индию «отражает процесс естественно складывающегося альянса с США. Это результат того, что у Индии чрезвычайно напряженные отношения с Китаем. Помимо постоянных споров на границе Индия превращается в военно-морскую державу в Индийском океане, а Китай тоже хочет освоить этот регион».