Глава Бюро международной политики в канцелярии президента Польши Марчин Пшидач поставил крайние дипломатические меры в зависимость от позиции Германии или Франции. Фото с сайта www.prezydent.pl
Согласно распоряжению премьер-министра РФ Михаила Мишустина, 31 августа закроется консульское агентство Польши в Смоленске. Это решение рассматривается как ответная мера на враждебную политику Варшавы, которая ведет кампанию по ликвидации в стране советского военно-мемориального наследия. В Польше пообещали дать ответ.
Замок на польское представительство в Смоленске повесят 31 августа, так что времени достаточно, чтобы завершить текущие дела. Для Варшавы наступательный шаг российского правительства оказался неожиданным. За ним волнами пошла противоречивая интерпретация высокопоставленных польских чиновников, которые, как говорят в таких случаях, стали путаться в показаниях.
Вызванный в МИД РФ посол Польши в Москве Кшиштоф Краевский, которому была вручена нота с уведомлением о закрытии Консульского агентства Республики Польша в Смоленске, был ознакомлен с комплексом мер, которые российской стороной воспринимаются как ответные. Имеется в виду агрессивная по отношению к России линия Варшавы, включающая провокационные выходки в адрес аккредитованных в Польше российских дипломатов, захват российской дипломатической недвижимости и хищение денежных средств посольства РФ в Варшаве.
Польскому дипломату напомнили историю Консульского агентства в Смоленске. В 2011 году Россия откликнулась на просьбы Варшавы и в качестве жеста доброй воли обеспечила открытие этого агентства. Причем, что важно, российская сторона пошла на изменение в пользу Польши паритета по числу консульских учреждений двух стран. Ведь консульские агентства относятся к консульским учреждениям, хотя и считаются низшим их классом.
В Варшаве дипломатический демарш Москвы восприняли с нескрываемым раздражением, а в МИД Польши заявили, что «решение властей Российской Федерации является весьма символическим жестом, но также еще одним недружественным и непонятным актом, направленным на воспрепятствование функционирования польских дипломатических представительств и польских консульских учреждений».
Посол Краевский попытался снизить градус напряжения и в интервью польскому информагентству РАР заявил, что Россия и Польша сохраняют паритет по числу дипучреждений. Кстати, и в правительстве РФ обратили внимание на то, что распоряжение кабмина позволяет восстановить паритет консульских учреждений России в Польше и Польши в России. В действительности это выглядит так. У Польши при посольстве в Москве функционирует Консульский отдел, а также действуют генконсульства в Иркутске, Калининграде и Санкт-Петербурге. У России также есть Консульский отдел при посольстве в Варшаве и генконсульства в Гданьске, Кракове и Познани. В Варшаве сразу объявили, что служебные обязанности, которые возлагались на агентство в Смоленске, будут возложены на Консульский отдел в Москве. То есть проблема официально решена. Однако в Польше ее продолжают раздувать до понижения уровня дипмиссий в обеих странах.
Глава Бюро международной политики в канцелярии президента Польши Марчин Пшидач не исключил отзыв посла Польши из Москвы. Хотя, как сказал он, пока таких планов нет. Радикальность действий он поставил в зависимость от решений Германии или Франции, которые оставляют своих послов в Москве: «Либо мы как Евросоюз, либо в будущем отбываем вместе. Ситуация развивается быстро, и все может измениться в любую минуту».
Интересно, что под угрозой выдворения в марте прошлого года оказался посол РФ в Варшаве Сергей Андреев. Вызванный в польский МИД для вручения ноты о высылке из страны обладающих дипломатическим статусом 45 россиян, Андреев рассказал на выходе поджидавшим его польским журналистам о задачах специальной военной операции и обстоятельствах ее проведения. Это были первые достоверные сведения на этот счет, пробившие дорогу в польские СМИ, что вызвало возмущение в руководстве МИД, а тогдашний замминистра все тот же Пшидач заявил, что Варшава не исключает высылки российского посла, но такое решение пока не принято. Отвечающий за польско-российские отношения в польской внешней политике Пшидач еще в июле 2021 года заявил о невозможности политического диалога, а контакты Варшавы и Москвы возможны только на низком уровне.
Госсекретарь канцелярии председателя Совмина Польши Ян Дзедзичак в интервью газете Nasz Dziennik, отвечая на вопрос, будет ли польская сторона отзывать согласие на функционирование какого-либо из российских консульств, многозначительно отметил: «Премьер-министр Матеуш Моравецкий уже говорил об адекватном ответе на действия россиян. Мы можем быть уверены в этом. Напомним, что Россия имеет в Польше несколько консульств». Похоже, что чиновник не сумел вычислить паритет.
В связи с решением о закрытии Консульского агентства в Смоленске в Польше вдруг заговорили о значении исторической памяти. Стали вспоминать, что в Катыни захоронены не только польские офицеры, но и репрессированные советские граждане. Что касается исторической памяти, то достаточно вспомнить, что из 600 воздвигнутых в Польше после войны посвященных советским воинам-освободителям памятников осталось менее 100, да и те методично ликвидируются под надзором… Института национальной памяти.