Тесные связи России и Киргизии могут стать поводом для американских санкций против последней. Фото сайта kremlin.ru
В Брюсселе в четверг собирается Совет ЕС по иностранным делам – министры иностранных дел Евросоюза. Они обсудят или, возможно, одобрят 12-й пакет антироссийских санкций, а главное, меры воздействия на страны, которые помогают РФ обойти рестрикции. «Помощниками России», как их называют в западной прессе, займутся и США. Под удар могут попасть в первую очередь Киргизия и Белоруссия.
В среду состоялось заседание Комитета постоянных представителей стран ЕС (комитета COREPER). По данным польского агентства PAP, там был представлен проект 12-го пакета. Обсуждение на уровне постпредов обычно решающее и проходит за несколько дней до одобрения санкций главами МИД. Сокращение дистанции между двумя стадиями принятия пакета, возможно, объясняется тем, что в нем не будет ничего принципиально нового.
Как ранее признавали представители ЕС, все возможные санкции против России уже приняты. То же агентство PAP, ссылаясь на свои источники, утверждало, что в новом санкционном пакете важным будет лишь расширение персонального списка подпадающих под санкции за счет «лиц, причастных к российским дезинформационным кампаниям».
Теперь все внимание Запада, по-видимому, будет сосредоточено на том, чтобы ранее введенные санкции соблюдались неукоснительно. В среду Еврокомиссия направила дипломатам ЕС проект седьмого пакета санкций против Белоруссии. В него, как утверждает издание Politico, войдут помимо ограничений на продажу продукции военного характера запреты на экспорт в страну авиазапчастей. Причина якобы заключается в том, что Белоруссия снабжает российскую авиационную промышленность. Ожидается, что эти санкции будут приняты постпредами ЕС на следующей неделе, предположительно – 26 июля.
Примечателен внушительный временной интервал между шестым и седьмым пакетами. Последние санкции ЕС против Белоруссии вступали в силу более года назад. Для сравнения: 11-й антироссийский пакет был принят 23 июня. Остается лишь предполагать, что больше повлияло на решение ЕС все-таки возобновить санкционное давление на Минск – передислокация в Белоруссию подразделений ЧВК «Вагнер» или общее намерение Запада усилить натиск на Кремль и «помощников России». В пользу последнего предположения – информация Washington Post.
Газета, ссылаясь на свои источники, утверждает, что администрация Джозефа Байдена собирается вводить санкции против Киргизии. Компаниям из этой страны США инкриминируют поставку в Россию оборудования, используемого в военно-промышленном комплексе, и, в частности, электроники. По данным Washington Post, черный список киргизских компаний будет готов уже на этой неделе.
Следует заметить, что пока Запад руководствуется четкой логикой: претензии предъявляются только к тем торговым партнерам РФ, которые, по мнению США и их союзников, помогают армии или военно-промышленному комплексу России. От прочих до сего дня было достаточно лишь заверений в том, что они не нарушают режима санкций. Например, Турция с 1 марта объявила о том, что прекращает транзит санкционных товаров в Россию. В результате под вторичные санкции США страна не попала. Вообще же пока Запад предпочитал не наказывать за тесное сотрудничество с РФ целые государства.
«Часть санкций подобного рода уже существует. Яркий пример: экспорт нефти. Если российская нефть куплена ниже цены потолка, то против покупателя могут вводиться санкции. Но вопрос упирается, конечно, в конкретные аспекты. Например, крупнейший покупатель той же российской нефти – Индия, страна, с которой США стремятся наладить максимально тесные отношения», – отметил доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули в разговоре с «НГ».
Эксперт подчеркнул, что разговоры о более жестком контроле над попытками обхода санкций против России ведутся уже давно. Практическое применение рестрикций зависит от того, какие конкретно товары задействованы в «серых» схемах.
«Скажем, за реэкспорт микрочипов санкции однозначно последуют. Но думаю, что в отношении той же Турции приоритет будет отдан убеждению, а не давлению. Тем более что общий язык с ней Запад может найти. Турция недовольна выходом РФ из зерновой сделки, и поэтому поменять ее мнение по вопросу о санкциях США будет проще», – полагает Тэвдой-Бурмули.