Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал поставлять Украине оружие еще как минимум четыре года. Фото Reuters |
Украино-российский конфликт опять оказался в центре внимания встречи министров иностранных дел ЕС. Новые санкционные пакеты против России и Белоруссии главы МИД не стали принимать, сочтя работу над ними незаконченной. Но действие ранее введенных секторальных санкций они продлили до 31 января 2024 года. В этом дежурном решении следует особо выделить продление отключения от SWIFT для российских банков. Подключить Россельхозбанк к этой платежной системы требовала РФ. Это было одним из российских условий участия в зерновой сделке. Невыполнение этих условий, напомним, явилось основанием для выхода России из данной договоренности.
О том, что будет теперь с зерновой сделкой, говорили и на встрече глав МИД ЕС. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель сказал журналистам, что складывающаяся ситуация чревата глобальным продовольственным кризисом. Чтобы избежать его, он призвал увеличить поставки украинского зерна через «коридоры солидарности» – то есть сухопутным путем. Ни он, ни его коллеги не скрывали, что это потребует преодоления значительных трудностей как логистических, так и политических. Поставки морем дешевле и быстрее. Кроме того, в европейских странах требуют четко разграничивать транзит и экспорт украинской сельскохозяйственной продукции. Перед встречей глав МИД ЕС пять стран – Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия – приняли совместную декларацию. В ней содержится предложение продлить запрет на экспорт украинского зерна в эти страны как минимум до конца года. Запрет был введен Еврокомиссией в мае и истекает 15 сентября. Против транзита через свою территорию украинского зерна для поставки в том числе в беднейшие страны эта пятерка не возражает.
Ограничивая возможности Украины зарабатывать, Евросоюз увеличивает стране помощь. На встрече глав МИД был представлен план по долгосрочному финансированию страны. Евросоюз собирается выделить деньги в том числе на оборонные нужды. Боррель заявил журналистам, что Россия наносит удары по украинской портовой инфраструктуре, препятствуя транспортировке зерна. «Поэтому выход только один: увеличивать военную поддержку Украины. Мы должны предоставить средства ПВО. Если русские применяют дроны, надо дать те средства, которые позволят эти дроны уничтожать», – сказал он.
В планах Евросоюза – выделение Украине порядка 20 млрд евро на закупку вооружений в течение четырех лет. Впрочем, в данном случае ЕС придется в очередной раз преодолевать противодействие Венгрии. Венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто объявил о том, что его страна будет блокировать выделение как 20 млрд евро, так и очередной транш Украине из Европейского фонда мира в размере 500 млн евро до тех пор, пока Киев не исключит из своего черного списка венгерский ОТР-банк. По словам Сийярто, претензии к украинскому черному списку есть также у Греции и Кипра, чьи компании туда тоже включены.
Да и сама идея выделения долгосрочного финансирования Киева на военные нужды Будапешту не нравится. Сийярто заявил о том, что намерение поставлять оружие в течение четырех лет «практически закрепляет военный режим на годы».
Второй по значимости после украино-российского конфликта темой встречи стали взаимоотношения ЕС и Турции. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, сняв свои возражения на присоединение к НАТО Швеции, неожиданно увязал свое согласие с продвижением процесса евроинтеграции его страны. Однако на встрече глав МИД ЕС ему напомнили, что в Евросоюзе нынешнюю Турцию с распростертыми объятьями не ждут. Глава германского внешнеполитического ведомства Анналена Бербок подчеркнула, что есть четкие правила приема в ЕС, которые включают в себя соответствие страны-кандидата определенным критериям. «И то, что перспективы присоединения, процессы и прогресс в отношении Турции в последние годы не только зашли в тупик, но и, я бы сказала, оказались глубоко замороженными, объясняется тем, что основные требования, которые необходимы для этих переговоров – верховенство закона, защита прав человека, не только не выполнены, но и далеки от этого выполнения», – сказала она.