Президенты Боливии и Венесуэлы Луис Арсе и Николас Мадуро одновременно подали официальные заявки на присоединение к БРИКС. Фото Reuters |
Кроме 22 стран, подавших заявки на вступление в БРИКС, примерно такое же количество государств неофициально выразили желание присоединиться к объединению. «Это свидетельствует о доверии к той работе, которую БРИКС проделал за 15 лет своего существования», – заявил Суклал.
Среди желающих он выделил семь арабских государств, пять из которых являются нефтедобывающими. Это Алжир, Бахрейн, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Судан, Тунис. Ряд африканских стран – Демократическая Республика Конго, Габон, Нигерия, Сенегал, Союз Коморских Островов, Эфиопия – также официально объявили о намерении присоединиться к БРИКС. В группу надеются вступить Бангладеш, Индонезия и Казахстан. Заявки Ирана и Аргентины уже с прошлого года находятся на рассмотрении стран-членов.
В понедельник об интересе к БРИКС заявили президенты Боливии и Венесуэлы Луис Арсе и Николас Мадуро. Последний подчеркнул, что «БРИКС играет лидирующую роль в строительстве нового мира и открывает динамичный путь к многополярному миру». Поэтому, по словам Мадуро, Венесуэла ожидает позитивного ответа от «пятерки» участников группы и надеется, что «рано или поздно станет членом БРИКС».
Как рассказала «НГ» ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Наиля Яковлева, причины стремления таких стран, как Аргентина, Боливия и Венесуэла, присоединиться к БРИКС – повышение их международного престижа и, главное, расширение возможностей для получения иностранных инвестиций в инфраструктурные проекты и разного рода кредитов. Новый банк развития БРИКС, который недавно возглавила экс-президент Бразилии Дилма Руссефф, мог бы стать отличной возможностью для получения необходимого финансирования. Со своей стороны, аргентинские власти, например, делают упор на том, что в расширенном составе БРИКС консолидирует свою роль драйвера мирового хозяйственного развития.
«БРИКС приобрел очень важное значение в мире, и многие страны на разных континентах стремятся стать его частью», – заявил хозяин саммита, президент ЮАР Сирил Рамафоса. А глава МИД ЮАР Наледи Пандор отметила, что БРИКС мог бы стать «преобразующим», представляя те страны, которые хотят играть определенную роль в мировых делах, обеспечивая выгоду глобальному Югу.
Впрочем, не факт, что все кандидаты станут полноправными членами БРИКС уже по итогам предстоящего саммита. Для этого требуется одобрение всех пяти стран-участниц. А они представляют сегодня более 42% населения мира, на них приходится 23% мирового ВВП и 18% глобальной торговли.
В России заявляют, что на расширение БРИКС смотрят положительно. Ведь расширенная группа поможет подорвать попытки Запада изолировать РФ на мировой арене. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, Москва не против приема новых членов в БРИКС, но к «данной проблеме нужно подходить очень осторожно» и определить «процедуры и требования к возможным кандидатам».
Активно поддерживает процесс расширения БРИКС Китай. По мнению министра иностранных дел КНР Ван И, расширение БРИКС поможет повысить влияние объединения и внесет вклад в поддержание мира. А поскольку ВВП Китая больше экономик всех остальных стран-членов, в Пекине уверены, что расширение поможет увеличить роль самой КНР на мировой арене.
Гораздо более сдержанную позицию занимают Индия и Бразилия в силу их тесных связей с Западом. В ходе подготовки к саммиту Дели и Бразилиа возразили Пекину относительно возможного расширения «пятерки» за счет Индонезии и Саудовской Аравии, сообщило Bloomberg со ссылкой на чиновники.
Бразилия выступает за поэтапную процедуру через форматы «государство-наблюдатель» и «страна-партнер», прежде чем будут рассмотрены заявки на вступление. Индия также желает установить строгие правила расширения и выдвинула идею, что БРИКС должен ориентироваться на демократические государства с развивающейся экономикой, в частности на Аргентину и Нигерию. А авторитарная Саудовская Аравия, по мнению Дели, не соответствует этим критериям, сказал собеседник агентства. По его словам, ЮАР поддерживает обсуждение разных вариантов членства и не возражает против расширения.
Комментируя публикацию Bloomberg, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал во вторник: «Действительно, в рамках БРИКС существуют определенные нюансы среди членов по теме расширения, и все эти нюансы, конечно, будут обсуждаться в ходе предстоящего саммита».
По мнению Густаво де Карвальо, сотрудника Южно-Африканского института международных отношений, у многих из кандидатов на вступление в БРИКС схожие характеристики. «Они имеют важное региональное значение, быстрорастущую экономику и очень большое население», – подчеркнул он. И одной из причин их присоединения к «пятерке» является заинтересованность в использовании альтернативных валют, особенно в двусторонней торговле. Страны-кандидаты хотели бы стать более независимы от доллара, считает эксперт.
«Вероятно, к БРИКС присоединятся только одна или две новые страны, если вообще кто-то присоединится», – оценил ситуацию де Карвальо. Он полагает, что саммит внесет больше ясности в вопрос об идентичности государств. «Что должны принести с собой страны, вступающие в БРИКС? Для многих это пока неясно», – констатировал он.
Напротив, египетское информагентство Noon Post прогнозирует, что саммит в Йоханнесбурге станет поворотным моментом в истории БРИКС. Его ряды, как считают в Каире, пополнят новые члены, что усилит обеспокоенность США и их союзников.