Покупка учебно-боевых самолетов Hongdu L-15 – один из пунктов сотрудничества ОАЭ с Китаем. Фото с сайта www.mod.gov.cn |
Военно-воздушные учения Falcon Shield состоятся в соответствии с планом межармейского сотрудничества между ОАЭ и Китаем на текущий год. В заявлении Минобороны КНР отмечается, что обе стороны хотят улучшить взаимодействие, а также укрепить взаимное доверие.
Китайские государственные издания в этой связи не исключают, что Пекин и Абу-Даби могли бы подумать об увеличении числа и диапазона таких мероприятий, а также нарастить объем сделок по продаже вооружений. Опрошенные изданием Global Times эксперты предполагают, что следующие учения двух стран могут пройти уже на эмиратской территории. По их словам, это хороший старт для обмена опытом между КНР и игроками Аравийского полуострова.
В феврале 2022 года стало известно, что Министерство обороны Эмиратов планирует заключить контракт с китайской компанией CATIC на приобретение 12 учебно-боевых самолетов Hongdu L-15. Генеральный директор Фонда обороны, безопасности и развития ОАЭ Тарек Абдул Рахим аль-Хосани тогда отметил, что сделка по покупке легких штурмовиков направлена на диверсификацию внешних источников вооружений, а также модернизацию ВВС. В 2017 году Эмираты закупили у КНР нераскрытое число ударных беспилотников Wing Loong II, построенных авиастроительной группой CAIG. Тогда Абу-Даби решил пойти на такой шаг после того, как американская сторона на фоне войны в Йемене отказалась продавать союзнику дроны.
Разведсообщество США неоднократно предупреждало, что китайские специалисты помогают строить ОАЭ военные объекты. Два года назад издание Wall Street Journal публиковало данные, по которым КНР участвует в создании военной базы в районе порта Халифа (Абу-Даби). В том же году процесс, как кажется, был остановлен, после того как администрация Байдена дала союзнику понять об опасности такого взаимодействия. В декабре 2022 года американская разведка с разочарованием заметила, что строительство проекта, которому присвоен кодовый номер 141, возобновилось, сообщала Washington Post. «В администрации есть люди, которые считают, что ОАЭ принципиально решили работать с нами. Я в это не верю», – цитировала газета свой американский источник.
Углубленное взаимодействие с Китаем, по распространенной версии, является одной из причин, по которым Белый дом не спешит реализовывать сделку по передаче ОАЭ истребителей F-35. Считается, что самолеты были обещаны Эмиратам в 2020 году в обмен на их согласие присоединиться к продвигаемым США Авраамовым соглашениям – серии соглашений о нормализации отношений между Израилем и представителями арабского мира. Американские официальные лица выражали опасения, что в случае продажи ОАЭ чувствительные технологии F-35 могут попасть в руки китайских специалистов. То же самое происходит с запросом аравийского государства на приобретение американских беспилотников MQ-9 Reaper.
В беседе с военным порталом Breaking Defense отставной кувейтский полковник Зафер аль-Аджами интерпретировал августовские учения Falcon Shield как попытку ОАЭ донести от Америки свое недовольство. «Присоединяясь к учениям с Китаем, Эмираты направляют в адрес США второе послание, – говорит он. – ОАЭ заверяют, что у них все еще есть выбор в сфере безопасности – наилучший, чем можно было придумать». Аль-Аджами предположил, что первый предупредительный выстрел прозвучал в мае, когда Абу-Даби после «продолжительной оценки эффективности сотрудничества» официально проинформировал о решении выйти из коалиции по морской безопасности на Ближнем Востоке, возглавляемой США.
В свою очередь, профессор Центра проблем безопасности стран Среднего Востока и Южной Азии (США) Дэвид де Рош отметил, что у ОАЭ не так много пространства для маневра, как они пытаются показать. По его словам, главным последствием военно-воздушных учений может стать дополнительная осторожность со стороны США в том, что касается продажи оружия Эмиратам, если Пентагон и разведсообщество сочтут, что те чрезмерно сближаются с Азией.
По словам де Роша, проведение маневров в Синьцзяне также может вызвать обеспокоенность в Вашингтоне. «Это место, которое правительство США определило как зону геноцида мусульманского уйгурского населения», – напомнил аналитик. По его словам, тот факт, что страна, представляющая исламский мир, будет участвовать в военных учениях при таких обстоятельствах, только поможет китайским нарративам о том, что происходит вокруг Синьцзян-Уйгурского автономного района.