Министру иностранных дел ФРГ Анналене Бербок не повезло с правительственным самолетом. Фото Reuters
Во вторник утром федеральный министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок собрала сопровождающих ее экспертов и журналистов в фойе отеля в Абу-Даби, где временно размещалась немецкая делегация, и объявила об отмене ее визитов в Австралию, Новую Зеландию и на Фиджи. О предстоящей поездке в эти страны «НГ» сообщала 13.08.23. Решение было принято из-за технических неполадок на правительственном самолете.
Представитель немецкого МИД заявил что были изучены все возможности для продолжения полета после того, как правительственный самолет, на котором министр летела из Берлина в Канберру, дважды был вынужден вернуться в аэропорт Абу-Даби, где он дозаправлялся. Сама Бербок, по информации газеты TAZ, даже пыталась улететь в Канберру самолетом регулярных авиалиний, но это оказалось неосуществимым. Найти места для 50 членов правительственной делегации в пассажирском лайнере было нелегко. Теперь, пишет газета, нанесенный внешнеполитический ущерб будут вынуждены «залатать» сотрудники МИД, которым придется слетать в Австралию, Новую Зеландию и на Фиджи. Как подчеркнули в Берлине, поскольку Индо-Тихоокеанский регион остается важным центром тяжести немецкой внешней политики, он не может остаться без внимания.
Что же случилось? Во время приземления в аэропорту Абу-Даби для дозаправки у правительственного самолета Airbus A340-300 обнаружилась неисправность закрылков самолета. Как показали дальнейшие события, ремонт, проведенный специалистами люфтваффе, оказался неудачным, и самолет, поднявшись в воздух, вынужден был вернуться в аэропорт, сбросив предварительно 80 т керосина. Повторный ремонт также был неудачным: самолет снова вернулся в аэропорт, опять сбросив 80 т керосина. Запасного самолета у люфтваффе (а правительственные лайнеры в Германии обслуживаются ВВС) не нашлось.
Предполагается, что вышло из строя реле давления, поэтому закрылки после взлета не могли закрыться и самолету не удалось бы набрать достаточную высоту и скорость, чтобы долететь до Канберры. В принципе это не первый случай поломки правительственных самолетов. В мае с.г. та же Бербок вынуждена была задержаться в Катаре из-за разрыва шины на колесе ее лайнера. Нечто подобное произошло в 2019 году с предшественником Бербок, тогдашним министром Хайко Маасом, которому из-за повторной аварии самолета пришлось задержаться в Мали. А канцлер Ангела Меркель в 2019 году даже опоздала на саммит G20 в Аргентине, потому что ее правительственный самолет не взлетел, и ей пришлось пересесть на пассажирский лайнер регулярной авиалинии.
Возвращение делегации в Германию, видимо, тоже будет нелегким. Как сообщают СМИ, одна часть делегации попытается улететь из Абу-Даби, другая переедет в соседний Катар и оттуда отправится в Берлин. Маршрут же самой Бербок держится из соображений безопасности в секрете.
Интернет-портал t-online назвал неудавшийся визит министра катастрофой. Ведь во внешней политике, особенно сегодня, в период моментальных и гигантских сдвигов в событиях, важны своевременные акции, контакты, договоренности. И любое промедление бывает трудно восполнить. Ожидалось, что Бербок могла бы продвинуть позицию Германии и в отношении Китая, и по вопросам безопасности региона на новый уровень.
Вероятно, «зеленому» министру неприятно, что именно ее поездка связана с существенным ущербом для окружающей среды, поскольку десятки тонн авиационного керосина, оказавшиеся в водах Персидского залива, приведут к гибели морской фауны. А ведь не секрет, что и в самой Германии активно развиваются новые виды топлива для авиации, связанные с использованием биоэтанола и других видов экологически чистого горючего. Но до правительственной авиации экология еще не добралась. Да и столь длительные маршруты (50 часов полета) Бербок приходится преодолевать из-за поддерживаемых ею антироссийских санкций, которые существенно удлинили и удорожали маршруты из Европы в Азию и Тихоокеанский регион.