На фото мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Фото Reuters
Мэр Стамбула Экрем Имамоглу, который представляет турецкую оппозицию, намерен идти на следующие муниципальные выборы в марте. Голосование в мегаполисах будет для президентской Партии справедливости и развития (ПСР) шансом на реванш: с 2019 года Стамбулом, Анкарой и Измиром управляют ее оппоненты. Несмотря на то что Имамоглу считается одним из самых популярных оппозиционных политиков, у президента Реджепа Тайипа Эрдогана есть рецепт борьбы. Ходят слухи, что он выдвинет против действующего мэра своего зятя, технического директора компании Baykar Сельчука Байрактара.
Повод для дискуссии о возможных вариантах голосования в Стамбуле дало заявление Имамоглу о готовности баллотироваться. «Мы должны объединиться, чтобы вновь завоевать Стамбул, – заявил он на пресс-конференции. – Призываю всех наших граждан выступить единым фронтом, чтобы вернуть демократию и стать истинными хозяевами нашего города. Как и в 2019 году, я выхожу в путь, чтобы служить Стамбулу». Это напоминание о муниципальных выборах четырехлетней давности, по итогам которых Имамоглу, член оппозиционной Республиканской народной партии (РНП), занял пост градоначальника вопреки попыткам административных структур оспорить его победу и перезапустить голосование.
На своей пресс-конференции 52-летний политик поднял проблему аппаратного кризиса в РНП, который возник после всеобщих выборов в мае. «РНП не может похвастаться тем, что является второй партией (в парламенте. – «НГ»), – заявил мэр Стамбула. – На предстоящих выборах мы должны завоевать не только мэрии, но и муниципальные советы». Он подчеркнул, что «изменение и преобразование» РНП – важная миссия. Вероятно, это стало ответом на растущий среди оппозиционного электората запрос смены высшего партруководства. После того как лидер РНП Кемаль Кылычдароглу проиграл в президентской гонке, его призвали уйти с поста председателя, который он занимает с 2010 года.
Решение Имамоглу должно быть согласовано с руководством партии, которая переживает раскол после переизбрания Эрдогана. Действующий мэр Стамбула с минувшего года, согласно соцопросам, считался наиболее перспективным противником президента. Однако альянс оппозиционных сил не прислушался к общественному мнению и утвердил Кылычдароглу в качестве единого кандидата. Согласно опросу компании Areda, который был проведен спустя месяц после всеобщих выборов, 33,6% опрошенных поддерживают то, чтобы Имамоглу стал главой кемалистской РНП. Подавляющая часть респондентов (61,5%) убежденf, что Кылычдароглу должен покинуть председательское кресло.
Наблюдатели отмечают, что действующий градоначальник Стамбула может попасть под дисквалификацию, если ему не удастся обжаловать те обвинения, которые были выдвинуты против него в связи с делом об оскорблении представителей Центральной избирательной комиссии в 2019 году. Отдельно оппозиционного политика пытаются преследовать за дело о коррупции: поводом стал городской тендер с компанией, не имеющей лицензии. Не исключено, что отпор мэр может встретить и на уровне однопартийцев. Имамоглу выдвигается, «призывая к переменам в собственной партии», и «существует риск», что он может заплатить за это, предположил в разговоре с Financial Times неназванный представитель муниципалитета.
Наибольшую интригу представляет то, на какого кандидата руководство ПСР сделает ставку в Стамбуле. В июне ведущая программы «Медиаквартал» на Halk TV Айшенур Арслан заявила со ссылкой на закулисные переговоры, что Эрдоган рассчитывает впустить в большую политику своего зятя Сельчука Байрактара, дав тому возможность участвовать в стамбульских выборах мэра. Хотя эта версия пока не нашла видимого подтверждения, она отражает общие ожидания, что Сельчук станет важным элементом транзита власти в Турции. Местные издания со ссылкой на близкие к президентскому дворцу источники называют как минимум двух очевидных преемников: Байрактар и младший сын Эрдогана Билал.
Турецкое издание «Сезджю» поделилось 16 августа результатами опроса компании Aksoy Research, который, судя по всему, проводился по заказу стамбульского муниципалитета. Социологи пытались просчитать сценарии противостояния между Имамоглу и разными кандидатами от ПСР по отдельности. Несмотря на то что действующий градоначальник, если верить опросу, победил бы в любом из шести спроектированных сценариев, самой сложной оказалась бы его борьба с Байрактаром. Согласно этому исследованию, Байрактару отдали бы голоса 46% респондентов. У Имамоглу было бы в этой ситуации примерно на 8 процентных пунктов больше.
В разговоре с «НГ» турецкий политолог Керим Хас заявил, что по итогам майских выборов рейтинг Имамоглу значительно ослабел. «На то есть причины, – рассуждает эксперт. – После голосования турецкая оппозиция фактически мертва. Никто не обращает внимания на то, что говорят ее представители». Собеседник «НГ» указал на ставшие характерными для критиков власти такие явления, как фрагментированность и полное отсутствие саморефлексии. «Это трагедия оппозиции, – считает Хас. – Сейчас Турция переживает такую проблему, как безоппозиционность. Для противников ПСР выиграть эти выборы в Стамбуле достаточно трудно. Труднее, чем в 2019 году».
Что касается потенциального выдвижения зятя Эрдогана на муниципальных выборах, этот вариант турецкий политолог поставил под сомнение. «Байрактар не такой человек, – подчеркнул Хас. – Он инженер, он любит свою работу. Это неидеальный вариант для голосования». Собеседник «НГ» указал на то, что зять президента не обладает теми качествами, которыми как политик обладает Имамоглу, и поэтому вряд ли сможет создать действующему мэру эффективную конкуренцию. «Имамоглу – это молодая версия Эрдогана», – резюмирует эксперт.