Председателя КНР Си Цзиньпина в аэропорту встретил хозяин саммита президент ЮАР Сирил Рамафоса. Фото Reuters
Председатель КНР Си Цзиньпин, прибыв в Йоханнесбург, выразил пожелание, чтобы саммит БРИКС укрепил сотрудничество между развивающимися странами. Из этого заявления протокольного характера невозможно делать вывод о подлинных намерениях Пекина, касающихся объединения. Но в США не замедлили указать, что на деле Пекин, как и Москва, стремится перетянуть глобальный Юг на свою сторону и превратить БРИКС в противовес «большой семерке». Поэтому, по версии западных СМИ, Россия и Китай поддерживают расширение «пятерки» за счет приема новых членов.
Как передает агентство АР, саммит даст возможность развивающимся странам выразить недовольство доминированием Запада в международных организациях. Этот настрой Китай и Россия решительно поддержат.
А поскольку Китай вложил большие средства в упрочение БРИКС за последние 10 лет, саммит, который продлится три дня, позволит усилить его роль в объединении. Президент РФ Владимир Путин будет участвовать в дебатах по видеосвязи вследствие решения Международного уголовного суда в Гааге о его аресте.
Все, что произойдет в Йоханнесбурге, получит мощный резонанс в мире. Ведь этот клуб представляет 40% населения Земли и четверть мировой экономики. В его дверь стучатся десятки государств. Их прием будет одной из самых злободневных тем в дискуссии. От ее исхода будет зависеть, станет ли группа геополитической коалицией или будет фокусироваться, как прежде, на финансовых вопросах, таких как сокращение доминирования доллара в мировой экономике.
Найти единый подход становится все труднее в связи с обострением противоречий между Пекином и Вашингтоном. Это вынуждает членов «пятерки» встать на сторону одной из двух сверхдержав. Стив Цан, директор Института SOAS China в Лондоне, говорит: «Китай хочет использовать БРИКС для своих целей, особенно чтобы увеличить влияние на глобальном Юге. Он может поддержать расширение. Но Индия на это вряд ли согласится, ведь тогда БРИКС будет служить в основном китайским интересам».
New York Times утверждает, что Пекин предпочитает быстрое расширение группы – это позволит ему говорить, что развивающийся мир стоит на его стороне. «Глобальный Юг не хочет, чтобы его представляла группа G7. Поэтому они голосуют ногами, как некогда было принято в британской Палате общин. И идут они в БРИКС. А Индия предпочитает более осторожный подход, она не хочет позволить Китаю использовать БРИКС для противодействия Западу. Индия не желает снизить свою роль в группе», – указывает Генри Хуэйяо Ван, президент центра «Китай и глобализация» в Пекине.
Как следует из заявлений министра иностранных дел Индии Субраманьяма Джайшанкара, Дели в принципе открыт к вступлению новых членов. Но он хочет, чтобы были разработаны критерии для присоединения. И чтобы решения принимались на основе консенсуса. Бразилия занимает аналогичную позицию. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва заявил: «Если они будут соблюдать правила, которые мы установим, мы поддержим их вступление».
Бразильский чиновник, который участвовал в подготовке государства к саммиту, сказал, что критериями для приема станут численность населения государств-кандидатов или валовой внутренний продукт, а также готовность взаимодействовать с Новым банком развития БРИКС. Однако особо стоит отметить, что среди более 20 стран, которые официально подали заявки, находится Саудовская Аравия. «Если она вступит в БРИКС, то это резко увеличит международный вес группы. Это станет моральной победой для России и Китая», – говорит Талмиз Ахмад, бывший посол Индии в Саудовской Аравии.
Но действительно ли Пекин так жаждет сделать блок альтернативой «семерке»? Газета Global Times, голос Пекина для заграницы, подчеркивает: на Западе постоянно толкуют о том, что БРИКС становится угрозой для существующего в мире порядка. На самом деле «антизападничество» никогда не было целью объединения. Напротив, гораздо разумней было бы найти сферу совпадения интересов между БРИКС и Западом. Каждый из них должен пройти половину пути навстречу друг другу.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Китай действительно поддерживает идею расширения. Об этом сообщают его СМИ. Естественно, решения на сей счет будет принимать не Китай, а все другие члены объединения. Но сначала известный эксперт на Западе, а потом Financial Times растиражировала тезис о том, что Китай хочет превратить БРИКС в альтернативу «большой семерке». Что тут можно сказать? Никаких объективных свидетельств по этому поводу нет. Наоборот, одним из постулатов внешней политики Китая всегда было то, что он не выступает против кого-то, не хочет соперничества. В то же время Китай постоянно говорил, что на международной арене, в международных организациях должно быть предоставлено больше места для стран третьего мира.
Искажая позицию Китая, Запад раздувает противоречия внутри БРИКС. По версии Запада, Китай плохой, а Индия хорошая. Если линия Китая возобладает, то диалога не будет. А если курс Индии возобладает, то тогда диалог БРИКС–«семерка» возможен».
***За происходящим на саммите следили и авторы Telegram-каналов.
«Саммит обещает стать особенным событием с точки зрения демонстрации консолидации сил незападных государств, которые создают свой мир, постепенно находя сферы общих интересов», - полагают авторы канала «Мюсли вслух».
Авторы канала «Мейстер» обращают внимание на заявление главы Минфина РФ Антона Силуанова о планах создания новой расчетной единицы БРИКС. По их мнению, они «логично следуют за новостью о приостановке банком БРИКС операций с Россией из-за угрозы санкций»: «Новые инструменты неизбежно будут приходить на смену сегодняшним по мере того, как использование доллара и евро будет становиться все более обременительным».