Фото Reuters
Баварская газета Muencher Merkur перепечатала отрывки из титульной статьи авторитетного британского журнала Economist, который снова назвал Германию «больным человеком Европы». Правда, поставив вопросительный знак. Немецкие эксперты и СМИ утверждают, что экономика страны действительно нуждается в оздоровлении.
Почти четверть века назад этот журнал уже ставил Германии аналогичный диагноз. Тогда экономика страдала от совокупности таких факторов, как последствия объединения Западной и Восточной Германии, снижение экспорта, двузначная безработица.
Сегодня ситуация повторяется. Крупнейшая в Европе экономика из лидера превратилась в отстающего. В период с 2006 по 2017 год она по своим показателям превосходила другие крупные экономики и держалась вровень с Америкой. Но сейчас третий квартал подряд в Германии наблюдается спад или стагнация, и по итогам 2023 года она может стать единственной крупной страной, у которой сокращается ВВП.
Причем это проблема не только сегодняшнего дня. По данным Международного валютного фонда, экономический рост в Германии в ближайшие пять лет будет отставать от Америки, Британии, Франции и Испании. Промышленный сектор Германии потребляет почти в два раза больше энергии, чем промышленность следующей по размерам экономики Европы. Немецкие потребители оставляют гораздо более заметный углеродный след, чем французы или итальянцы. Дешевый российский газ уже недоступен, а от атомной энергетики страна демонстративно отказалась. Недостаточные капиталовложения в электросети и неповоротливая система выдачи разрешений препятствуют переходу к дешевым возобновляемым источникам энергии, а это ставит под угрозу конкурентоспособность производителей.
Немецкий журнал Focus уже не скрывает, что инфраструктура Германии стоит перед большими проблемами. Речь идет и о неисправных правительственных самолетах (см. «НГ» от 15.08.23), разрушающихся мостах и автобанах, устаревающих железнодорожных путях, отсутствии линий электропередачи. То, что пришлось пережить главе МИД Анналене Бербок с дефектным самолетом, ежедневно испытывают многие немцы, отправляющиеся на работу, иронизирует журнал.
Он цитирует Томаса Пульса, эксперта Института немецкой экономики (IW), сетующего о том, что полтора десятилетия Германия ничего не инвестировала в обновление своей транспортной инфраструктуры. Причины, по его оценке, связаны с нехваткой средств в бюджете, длительным процессом планирования и выдачи разрешений и, наконец, с нехваткой специалистов.
Газета Augsburger Allgemeine Zeitung, комментируя экономическую ситуацию в стране, приводит слова баварского премьер-министра Мартина Зёдера о необходимости специального плана действий для спасения экономики Германии. В первом квартале текущего года ВВП сократился, и в третьем квартале, если верить прогнозам федерального банка, это падение продолжится.
В этой связи представляет интерес интервью тюрингского лидера «Альтернативы для Германии» Бьерна Хакке швейцарскому журналу Blick. Он утверждает, что успех его партии у избирателей связан с перегруженностью социальной системы страны, которой просто не хватает средств на все и всех. Судя по планам правительственной коалиции, связанным с перевооружением Германии и вооружением Украины (федеральный министр финансов Кристиан Линднер обещал Киеву во время недавней поездки, что финансовая помощь Украине на миллиарды евро станет неотъемлемой составной частью немецкого бюджета), деньги для немцев будут в дефиците.